Правительству Зорана Заева не удалось добиться экстрадиции из Венгрии бывшего македонского премьер-министра, почётного председателя партии ВМРО-ДПМНЕ (Внутренняя македонская революционная организация – Демократическая партия за македонское национальное единство) Николы Груевского. Того самого Груевского, ради свержения которого местная коалиция прозападной Социал-демократической партии и партий албанского меньшинства, возглавляемая Заевым, организовала в 2015 году майдан, затянувшийся на полтора года. И всё для того, чтобы самая бедная страна постюгославского пространства с самой низкой зарплатой на Балканском полуострове вошла в НАТО.
Никола Груевски. Фото vecer.mk
До последнего времени исполнению этого плана мешал многолетний греко-македонский конфликт. В Афинах полагают, что этнические болгары, преимущественно населяющие Вардарскую Македонию, никакого отношения к античным македонцам не имеют, а стало быть, и посягать на название «Македония» не могут. Существовать может лишь входящая в состав Греции Эгейская Македония, населённая потомками эллинов. Однако и появившиеся благодаря этническим экспериментам югославского маршала Тито, мечтавшего объединить под свой властью не только всю историческую Македонию, но и все Балканы, новоиспечённые славяне-македонцы больше быть болгарами не хотели. Ещё во времена СФРЮ им предложили занятную схему, согласно которой македонцы – никакие не греки, а эллинизированные иллирийцы, с которыми впоследствии смешались мигрировавшие сюда славяне.
Из-за жёсткой позиции Греции даже в ООН страна вошла после распада Югославии под названием «Бывшая югославская республика Македония» (БЮРМ). В пику грекам в БЮРМ занялись установкой монументов героям присвоенной античной истории – тем же Филиппа и Александру Македонским. Афины в свою очередь блокировали вступление Македонии в НАТО и ЕС, что уже никак не устраивало западных партнёров. И последние решили примирить стороны довольно своеобразно.
Для этого был затеян майдан в Скопье, предшествовала которому вылазка вооружённых албанских сепаратистов в Куманово... После этого бывший главный македонский оппозиционер Зоран Заев сфотографировался на фоне албанского флага и пообещал дать албанскому языку статус государственного, а главное, изменить символику и название Македонии на что-то другое.... К этому добавились обещания борьбы с коррупцией, бедностью и быстрого вступления в Евросоюз. В итоге социал-демократам Заева удалось попасть в парламент, где они, блокировавшись с албанскими партиями, получили большинство.
Зоран Заев. Фото novamakedonija.com.mk
В ответ президент страны Георге Иванов (ВМРО-ДПМНЕ) заявил, что не допустит к власти в государстве антинациональные силы, работающие на деньги Сороса... Однако посол США в Македонии Джесс Бейли и представитель Евросоюза Айво Ораво не зря посещали майдан в Скопье. В пользу формирования правительства социал-демократов и албанцев один за другим стали высказываться высокие чиновники ЕС, НАТО и США; президент Георге Иванов дрогнул, и Заев стал премьер-министром, отдав девять из семнадцати министерских портфелей албанцам. После этого Заев продвинул на пост спикера парламента албанца Талата Джафери, в прошлом офицера македонской армии, дезертировавшего в 2001 году в банду албанских сепаратистов...
Талат Джафери. Фото novamakedonija.com.mk
Эти парламентские коллизии происходили на фоне массовых протестов против политики Заева. Джафери даже попытался протаранить толпу протестующих на личном автомобиле, а демонстранты, узнав об избрании албанца главой парламента, ворвались в парламент и, пока их не задержала полиция, успели намять бока социал-демократам, включая Заева..
Нового премьера это, однако, не смутило. Поначалу появился обещанный законопроект о придании албанскому языку статуса государственного. Парламент утверждал законопроект дважды, но президент Георге Иванов его так и не подписал. Главным же достижением Заева стал запущенный процесс переименования страны, о чём он договорился в июле со своим греческим коллегой Алексисом Ципрасом на озере Преспа. Постюгославская республика должна получить название «Северная Македония». Этим договорённостям рукоплескали в НАТО, ЕС, США, однако далеко не все греки оценили поведение Ципраса. Депутат греческого парламента от праворадикальной партии «Заря» Константинос Барбарусис призвал армию совершить государственный переворот, а министр обороны Греции Панос Каменос заявил, что Сорос выделил 45 миллионов евро на подкуп греческих и македонских парламентариев.
Заев и Ципрас. Фото novamakedonija.com.mk
В Салониках (столица греческой Македонии) и в Скопье снова прокатились волны протеста, но план вовлечения Македонии в НАТО продолжал осуществляться. Правительство Заева переименовало нелепую конную статую Александра Македонского в центре Скопье в «Памятник человека на коне» и попыталось закрепить переименование страны референдумом. Однако голосовать пришли всего 37% населения, и референдум провалился.
19 октября тем не менее македонский парламент утвердил законопроект о переименовании страны в «Северную Македонию». Документ так и не стал ещё законом – президентом он не подписан. В Скопье между тем продолжаются демонстрации протеста. Протестующие требуют от правительства прекратить процесс изменения конституции Македонии, аннулировать Преспанское соглашение между Македонией и Грецией, распустить парламент и назначить внеочередные парламентские выборы.
Президент Георге Иванов продолжает говорить, что никогда не утвердит потерю страной собственного имени, но прокуратура уже начала следствие в отношении президента, обвиняя его в превышении полномочий. А Николу Груевского, который скрылся в Венгрии, обвинили в покупке представительского бронированного лимузина с использованием «непрозрачных схем». Одновременно суд заморозил принадлежавшие партии ВМРО-ДПМНЕ 69 объектов недвижимости в рамках расследования по фактам финансовых злоупотреблений…
Одним словом, такой страны, как Македония, существовать не должно – во имя демократии и расширения НАТО!