Евросоюз не будут участвовать в схватке Америки и Китая

Евросоюз не будет участвовать в схватке Америки и Китая

Американские и европейские аналитики о китайской стратегии новой холодной войны

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В то время как американские аналитики ищут пути военной победы над Китаем, эксперты ЕС планируют «идти в ногу» с КНР, не ввязываясь в новую войну.

Известный американский геостратег, старший научный сотрудник Центра новой американской безопасности Роберт Д. Каплан опубликовал 7 января в журнале Foreign Policy статью A New Cold War Has Begun («Новая холодная война началась»), в которой предсказал, что геополитическое противостояние США и Китая затянется на десятилетия и будет не только торговым, но и военным.

Роберт Каплан полагает, что «независимо от того, будет ли заключена та или иная торговая сделка между улыбающимися на камеру руководителями Китая и Америки, новая холодная война носит долгосрочный характер». Противоречия между США и Китаем фундаментальны, они никогда не могут быть смягчены, и никакими переговорами их не урегулировать, пишет автор. И продолжает: «Поскольку отношения между США и Китаем являются наиболее важными в мире – со многими эффектами второго и третьего порядка, – холодная война между ними становится негативным организующим принципом геополитики, который… придётся принять как данность».

Каплан называет ареной военного противостояния США и Китая соперничество за доминирование в Южно-Китайском море, Индийском океане и западной части Тихого океана, а также кибервойну, которую, по его мнению, Китай уже ведёт против Америки.

Любые торговые переговоры с Китаем обречены на неудачу, считает Каплан, из-за того, как Китай ведет бизнес: «...кража интеллектуальной собственности, приобретение чувствительных технологий посредством выкупа бизнеса… манипулирование валютой и так далее». Никакие торговые переговоры никогда не изменят этих основ китайской бизнес-модели. Экономическая напряжённость между Китаем и США никогда не исчезнет, она разжигает военный конфликт.

Через день после выхода в свет статьи Роберта Каплана на сайте Института современной войны американской Военной академии Вест-Пойнт была опубликована статья военного аналитика, основателя сайта The Company Leader, посвященного изучению тактики боевых действий, Дага Мейера Tracing the Contours of the New Cold War («Прослеживая контуры новой холодной войны»).

Даг Мейер, не отрицая факта начала холодной войны между двумя ведущими экономическими державами современности, пытается найти ответ на вопрос, могут ли США и Китай избежать «ловушки Фукидида». Древнегреческий историк писал, что причиной Пелопонесской войны между Спартой и Афинами стал страх Спарты перед лицом стремительного роста могущества Афин. В интерпретации профессора Гарвардского университета Грэма Аллисона «ловушка Фукидида» – это опасения доминирующей державы перед возвышением новой державы. Китайская стратегия «новой холодной войны», пишет Даг Мейер, состоит в том, чтобы спокойно наращивать мощь, достигнув такого положении, при котором Америка никогда уже не посмеет бросить Китаю вызов. Китай будет постепенно менять баланс сил между США и КНР.

По сути, интерпретация американским военным аналитиком китайской геополитической стратегии восходит к альтернативному взгляду Фукидида учению Сунь Цзы, согласно которому конфликт охватывает многомерный континуум, а высшее мастерство стратега заключается не в организации великой военной победы, а в том, чтобы «покорить врага без боя».

Американская стратегия сетецентрических войн, основным концептом которой являются «операции на основе системного эффекта» (Effect Based Operations), как отмечает известный военный аналитик Рачья Арзуманян, построена на принципах Аристотеля, конгениальных стратагемам Сунь Цзы, но приход к власти Дональда Трампа ознаменовал отход от этой стратегии в пользу примитивного «тиранического навязывания внешней высшей воли» Соединённых Штатов их геополитическим конкурентам.

Возвращаясь к вопросу, неизбежна ли война с Китаем, Даг Мейер приходит к выводу, что вопрос в определённой степени не имеет смысла, так как современные войны ведутся не только традиционными, но и иррегулярными методами, включая торговые войны. Это побуждает признать, что «война между США и Китаем… уже идёт».

Однако если США считают себя в состоянии новой [холодной] войны с Китаем, то Евросоюз озабочен лишь экономической и технологической конкуренцией с КНР. В середине декабря 2018 года лондонский Международный институт стратегических исследований (IISS) опубликовал совместный с германским Институтом китайских исследований «Меркатор» доклад о китайской стратегии инновационных прорывов. Документ интересен тем, что, совпадая с американскими аналитиками в оценках китайской стратегии геополитической экспансии, европейцы отстраняются от участия в новой [холодной] войне и нацелены лишь на успех в экономической конкуренции с Китаем.

Однако европейских аналитиков беспокоит, что Китай стал рассматривать Европу как «технологическую копилку». Пекин использует различные методы, говорится в докладе, чтобы получить доступ к европейским технологиям, которые ему необходимы для развития, включая инвестиции в европейские компании, соглашения о сотрудничестве с европейскими организациями, кибершпионаж, переманивание «европейских талантов», организацию совместных предприятий с европейскими фирмами, желающими работать на китайском рынке.

Европейские власти в последнее время стали пресекать попытки Китая получить доступ к новейшим технологическим разработкам Евросоюза. Так, покупка в 2008 году британской Dynex Semiconductor китайской железнодорожной фирмой Zhouzhou CRRC Times Electric позволила Китаю получить доступ к новейшей технологии электромагнитных катапульт для нового китайского авианосца. В 2003 году Китай стал партнёром в проекте европейской глобальной навигационной системы Galileo, инвестировав в этот проект 200 млн. евро. В 2007 году Евросоюз запретил Китаю участвовать в Galileo, но Китай уже получил доступ к ряду инноваций, интегрировав их в свою навигационную систему Beidou.

Сейчас ЕС жёстко перекрыл Китаю доступ к своим передовым разработкам. Так, в прошлом году правительство Германии по соображениям национальной безопасности запретило китайской компании Yantai Taihai Group покупку германской фирмы Leifeld Metal Spinning, производящей станки по изготовлению металлоконструкций для аэрокосмической промышленности. Еврокомиссия готовится противостоять Китаю и в сфере кибершпионажа.

Однако британские и немецкие аналитики считают, что конкуренция ЕС с Китаем не является игрой с нулевой суммой, где выигрывает лишь одна сторона. Они рекомендуют руководству ЕС и правительствам стран-членов Евросоюза вкладывать средства в развитие своих технологий, в том числе двойного назначения, не пытаясь слепо копировать экономические стратегии Китая. Европейские государства должны использовать собственные конкурентные преимущества.

Более того, «там, где стратегические интересы, интересы безопасности или обороны не находятся под угрозой, европейский кадровый резерв должен искать возможности для сотрудничества с Китаем», – пишут авторы доклада IISS и «Мекатора», отмечая, что Европе нужно «идти в ногу с Китаем».

Фото: China - European Cluster Collaboration Platform

Другие материалы