Бюро печати и массовой информации Сербской православной церкви (СПЦ) распространило заявление, которое вывело всеправославное обсуждение «украинского вопроса» на новый уровень обсуждения «вселенских» амбиций Экуменического «патриархата».
Авторы заявления напоминают, что «Сербская православная церковь уже в ноябре прошлого года первой среди автокефальных православных церквей отреагировала официально, на самом высоком уровне (архиерейский собор), на намерения Константинопольского патриархата самочинно и самовластно, в качестве „первого без равных“ (primus sine paribus), а не „первого между равными“ (primus inter pares), „вязать“ и „решить“ церковные проблемы на украинской земле, и просила не делать этого». Однако, как сообщал Фонд стратегической культуры, тогда архиерейский собор СПЦ указал на «канонически необоснованные решения» Экуменического «патриархата», но не пояснил в чём состоит эта неканоничность. Теперь же СПЦ прямо обличает Стамбул в ереси папизма – провозглашении первенства власти, но не чести.
«К сожалению, голос Сербской Церкви остался „гласом вопиющего в пустыне“: из Константинополя никакого ответа не последовало – только гробовое молчание, – говорится в заявлении. – Потом Священный Синод Сербской Церкви обратился к Константинополю с новым призывом не спешить, а действовать в духе соборности, братской любви и ответственности не только за Церковь на Украине, а и за единство Православия в целом. Реакция была такой же – гробовое молчание. Затем Святейший Патриарх Сербский в Салониках лично устно умолял Патриарха Константинопольского о том же самом – к сожалению, с тем же результатом. Нужно отметить, что Сербская Церковь о своей позиции и о своих шагах каждый раз информировала все поместные Церкви-Сестры».
Показав таким образом, что все способы предотвратить возможный раскол в мировом православии исчерпаны, СПЦ, по сути, объявляет переход к наступательным действиям: «После всего, что Константинопольский Патриархат сделал в Киеве – а Киев, как известно, „мать городов русских“ – позиция Сербской Церкви, также официально сообщенная всем Поместным Православным Церквам, следующая.
1. Сербская Православная Церковь не признаёт неканоническое «вторжение» Святейшего Патриарха Константинопольского на каноническую территорию Святейшей Русской Церкви, поскольку Киевская митрополия ни в малейшей степени не может быть отождествлена с сегодняшней «Украиной», включающей и десятки иных церковных епархий. Она была передана в 1686 году Московскому Патриархату, что можно заключить из документов Константинопольского Патриарха Дионисия IV, из решений его преемников, из выходивших с тех пор официальных «Тактиконов», «Синтагматиев», «Диптихов», «Календарей» и «Ежегодников» не только других Церквей, но и самого Константинопольского Патриархата и даже из личных заявлений и высказываний сегодняшнего Константинопольского Патриарха, сделанных до апреля прошедшего года. (СПЦ напоминает, что в состав Киевской митрополии, преданной Константинополем Москве, никогда не входили земли Слобожанщины, Новороссии, Подкарпатской Руси и Буковины, включённые в состав «Украины» правительством большевиков. Также СПУ считает ничтожными «доводы» Стамбула о том, что Киевская митрополия предавалась Москве «во временное пользование»).
2. Одновременно Сербская православная церковь не признаёт в качестве «Автокефальной церкви Украины» провозглашенную, но с канонической точки зрения не существующую, а на деле насильно навязанную, искусственную «конфедерацию» украинских раскольнических группировок (уже снова рьяно противоборствующих друг с другом и неудержимо идущих к разделению). Раскольники остались раскольниками. Единожды раскольник – раскольник навсегда, за исключением случаев искреннего обращения и глубокого покаяния. Единственной Церковью, которую Сербская Церковь знает и признаёт, является каноническая Украинская Православная Церковь во главе с Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием. (СПЦ напоминает, что единственным каноническим путём возвращения раскольников в Православие является покаяние. Таким образом Стамбул, легализовавший раскол, обвиняется в попрании и данного канонического принципа).
3. Далее, Сербская Церковь не признаёт неправильно названный «объединительным» Киевский «собор», в котором не принял участия ни один архиерей канонической Украинской Православной Церкви (поскольку днём ранее Святейший Патриарх Варфоломей принял в свою Церковь Александра Драбинко и митрополита Винницкого Симеона, к тому же без канонической отпустительной грамоты из их Церкви). Сцены, вся окружающая обстановка и закулиса этого странного сборища, чтобы не выразиться более жестко, известны более или менее всем. Речь, по существу, идет об антиобъединительном, разъединительном и разделительном лжесоборе, еще глубже выкопавшем ров отчуждения и распада общества несчастной страны Украины. По всем этим причинам Сербская Церковь считает его решения антиканоническими, недействительными и, следовательно, нисколько не обязательными для неё. (Обращает на себя внимание предельно откровенные определения Сербской церковью таких деяний Стамбула, как «странное сборище». Даже в заявлениях РПЦ не обращалось внимания на тот факт, что два канонических архиерея, участвовавших в лжесоборе, представляли не УПЦ МП, а Экуменический «патриархат». Следовательно, данное сборище даже формально нельзя называть объединительным).
4. Сербская Церковь не признаёт раскольнический епископат в качестве православного епископата, а раскольническое духовенство в качестве православного духовенства, поскольку принадлежащие к крылу Денисенко получили «существование» от изверженного из сана, отлученного от Церкви и находящегося под анафемой архиерея (факт, который и сам патриарх Варфоломей официально признавал в своё время), а принадлежащие к группировке Малетича лишены апостольского преемства и священства в целом. Никаким документом, ни одним, как говорится, росчерком пера невозможно превратить то, что было – в не бывшее, и не сущее – в сущее. Следовательно, Сербская Церковь не признаёт, что господин или гражданин Думенко (Епифаний) является даже архиереем и уж тем более предстоятелем автокефальной Церкви (эту последнюю должность за ним не признает даже его «духовный отец» господин или гражданин Денисенко, «действительный предстоятель», пожизненный к тому же «патриарх»). (Подчеркнём, что СПЦ избегает называть Денисенко и Малетича «Филаретом» и «Макарием», поскольку эти люди как не принадлежащие Церкви не имеют право на монашеские имена).
5. И, наконец, Сербская Церковь закономерно вынуждена рекомендовать своим Преосвященным иерархам и честным клирикам воздерживаться от литургического и канонического общения не только с вышеуказанным г. Епифанием (Думенко) и иже с ним, но и с сослужащими и имеющими с ними общение архиереями и клириками, согласно принципу священных канонов о том, что сообщающийся с отлученными от общения и сам становится вне общения. (Тем самым священноначалие СПЦ разрывает молитвенное и евхаристическое общение как минимум с Экуменическим «патриархом» и теми иерархами Экуменического «патриархата», которые уже «имели честь» сослужить с г. Думенко).
И всё же Сербская православная церковь не оставляет надежд на то, что Экуменический «патриарх» «пересмотрит принятые им до сего дня решения и восстановит прежний благословенный мир и единство поместных святых Божиих церквей».
Соб. корр ФСК