Национальное собрание Гагаузии (НСГ) вынесло на рассмотрение и обсуждение проект изменений в Конституцию Молдовы с целью законодательного закрепления не только статуса автономии, но и права гагаузов на самоопределение, а также на расширение полномочий Нацсобрания в части принятия местных законов.
На официальном сайте НСГ опубликован проект изменений в Конституцию РМ для публичного обсуждения.
Право на самоопределение подразумевает возможность выхода Гагаузии из состава Молдовы в случае, если страна утратит свой суверенитет, например в случае объединения с Румынией.
В Гагаузии предлагают прописать в статье 111 Конституции Республики Молдова закон об особом статусе автономии.
Кроме того, согласно законопроекту, НСГ признаётся законодательной властью на местном уровне. Проверку же местных законов и постановлений на предмет соответствия Конституции РМ должен будет осуществлять Конституционный суд Молдовы.
Однако для внесения изменений в Конституцию страны необходима поддержка не менее двух третей депутатов молдавского парламента. Пойдут ли они на этот шаг?
Парламент Молдовы предыдущего созыва так и не смог окончательно принять законы, закрепляющие статус автономии Гагаузии, хотя над ними работали три года и молдавские депутаты, и гагаузские.
Напомним, у Гагаузии в составе Молдавии автономные права, что спасает жителей АТО (автономного территориального образования) от политики румынизации и позволяет сохранить свою культуру и язык. Идею же объединения Молдовы с Румынией гагаузы отвергают, зато всегда отмечают годовщины антирумынских восстаний своего народа и единодушно выступают за укрепление и развитие отношений с Россией и Приднестровьем, а ещё здесь сильны позиции Турции.
Одно время (до 1994 года) Гагаузия была непризнанной самопровозглашённой республикой, однако власти Молдовы, напуганные перспективой получения «второго Приднестровья», смогли договориться с гагаузами, пообещав им автономию.
Президент Молдавии Игорь Додон не раз подчёркивал, что ни о каком гагаузском сепаратизме речь не идёт.
«Гагаузия – часть Молдовы. Так было, есть и, конечно, будет. Я знаю, что гагаузы – настоящие государственники Республики Молдова. Они не хотят ни отделения, ни независимости. В их законе есть пункт о том, что если Республика Молдова потеряет государственность, то Гагаузия, в соответствии с особым статусом, имеет право на самоопределение», – отметил Додон, тем самым признавая право гагаузов на самоопределение.
Когда же в 2017 году потребовалось утвердить «гагаузские» законы, Игорь Додон отказался их подписывать и вернул на пересмотр в парламент, поскольку прежде согласованное Кишинёвом и Комратом положение об особом уровне управления не присутствовало в тексте, как и положение о возможности присоединения к Гагаузии и выхода из её состава населённых пунктов. То есть парламентарии попросту перечеркнули результаты работы молдавско-гагаузской межпарламентской группы. С лета 2017 года парламент к вопросам расширения прав Гагаузии не возвращался. В состав нового законодательного органа РМ прошли три депутата – два по мажоритарной системе (в Гагаузии нарезали два избирательных округа) и один по партийным спискам ПСРМ. Известно, что Комрат настаивал на квоте в пять мест в парламенте для автономии только в части мажоритарного представительства. В Гагаузии не считали эти амбиции чрезмерными, исходя из численности населения АТО (около 5% общей численности) и нежелания зависеть от партийной конъюнктуры. В итоге автономия гарантированно получила три места, поскольку социалисты внесли двух кандидатов в депутаты от Гагаузии в «условно-проходную» часть партийного списка, и набрали меньше голосов, чем предполагали на старте парламентской гонки. Впрочем, всё ещё может поменяться, поскольку не решён главный вопрос – создание парламентской коалиции.
Но коалиционные страсти не влияют на решительность Гагаузии в вопросе самоопределения.
Соб. корр. ФСК