В январе-феврале 2026 года власти Финляндии выделили два новых пакета помощи Украине: 31-й на 98 млн евро и 32-й на 43 млн евро. Об этом сообщает издание Iltalehti. Поставки включают и продукцию финского оборонного производства. Точные составы пакетов засекречены.
Помимо финансовой помощи на стороне ВСУ, по оценкам, служат около 100 финских граждан, сообщает Yle. Министерство иностранных дел Финляндии подтверждает гибель примерно десяти из них. Большинство из них воевало в составе Международного легиона или других парамилитарных формирований.
Служба финнов в рядах ВСУ впервые с гражданской войны 1918 года в Финляндии создала ситуацию, когда финны воюют против финнов. Дело в том, что первые финские добровольцы прибыли на Донбасс ещё в 2014-м и с этого времени воевали на стороне Донецкой Народной Республики. Среди них, в частности, был антифашист Петри Вильякайнен, погибший в 2022-м году. Его мемуары позже были изданы его товарищами. У финских добровольцев на Донбассе имеется даже собственная наградная система, в частности медаль «Финским защитникам Донбасса». Всего на стороне республик Донбасса в разное время с 2014 года воевало несколько десятков добровольцев из Финляндии. Многие из них свободно возвращались в Суоми, так как в Финляндии участие в поддержке ДНР и ЛНР не было криминализировано. Кстати, именно поэтому в Хельсинки, несмотря на протесты посольства Украины, многие годы действовало представительство ДНР во главе с Йоханом Бекманом, который даже выполнял дипломатические миссии по установлению связей ДНР и ЛНР с Латинской Америкой. Кстати, связами с иностранными журналистами в Донецке долгие годы ведал гражданин Финляндии и даже в бывшем кандидат в Европарламент Янус Путкенен.
Примечательно, что в финском законодательстве нет нормы, прямо запрещающей гражданам участвовать в зарубежных вооружённых конфликтах. Этот правовой вакуум позволил десяткам финнов легально отправиться воевать – как на стороне Украины, так и, согласно данным разведсообществ, десяткам – на стороне России. Ни один из них не был привлечён к ответственности по возвращении, что формально делает такое участие дозволенным, хотя и, в случае службы в российской армии, и осуждаемым властями.
Летом 2024 года на Харьковском направлении произошёл случай, который можно считать символическим ремейком финской гражданской войны на территории Донбасса. Финн в рядах ВСУ с позывным «Вааса» участвовал в штурме агрегатного завода. В результате боя в плен к ВСУ попал финский доброволец с позывным «Яри», сражавшийся против киевского режима. В ходе общения финские бойцы сразу обратили внимание на его чистую, родную речь. Выяснилось, что «Яри» – финн.
Этот эпизод высвечивает глубокий внутренний раскол в финском обществе, который, в отсутствие прямого правового запрета, привел к тому, что в Донбассе по обе стороны фронта воюют финны.
Украинский конфликт для Финляндии – не только вопрос внешней политики и безопасности, но и внутренний социальный феномен. Десятки граждан по собственному выбору или обстоятельствам воюют друг против друга, повторяя в микроформате гражданскую войну 1918 года. Параллельно страна несёт существенные экономические потери в виде замедления экономического роста ввиду разрыва отношений с Россией.
История с пленением «Яри» солдатом «Вааса» – яркая иллюстрация того, как глобальный конфликт дробит национальные сообщества, заставляя их заново переживать старые, казалось бы, забытые расколы. Финская тень конфликта на Украине – это тень расколотого общества.
Поэтому для Финляндии продолжение военных действий на Украине, чему способствует Хельсинки – это не только ухудшение экономического положения, но и углубление раскола финского общества.