Испанский фотограф Диего Ибарра Санчес занимается изучением того, как вооружённые конфликты влияют на образование детей в разных странах мира. Его репортаж опубликовал журнал Национального географического общества США National Geographic. Посетил испанский фотограф и Украину, побывав в западных и восточных регионах этой страны. И хотя в западной части Украины не идут военные действия, детей всё равно отвлекает от учёбы война. А в восточной нередко дети вынуждены сидеть в подвалах из-за обстрелов.
«В охваченных боевыми действиями странах сильно страдает образование. Школы разрушаются из-за беспорядочных обстрелов или становятся военными гарнизонами. Учителя и дети сидят дома, боясь наступить на мину или попасть под огонь перестрелки. Школа, задуманная как безопасное убежище, становится мишенью», — сообщает издание.
Фотограф Диего Ибарра Санчес почти десять лет изучает, как вооружённые конфликты препятствует процессу обучения. Он отмечает, что «образование должно продвигаться вперёд и быть средством построения или возрождения нации». Но когда учебные заведения не могут справиться с этой задачей, когда ученики пропускают месяцы или даже годы занятий, они отстают всё больше и больше и ставят под угрозу своё будущее. Санчес побывал в Пакистане, Сирии, Иране, Ливане и Колумбии, после чего отправился в Донбасс, где дети неделями пропускают занятия в школах из-за постоянных обстрелов. Хотя, добавляет Санчес, педагоги стараются корректировать учебные планы, чтобы не было пробелов. Есть в Донбассе и патриотические молодёжные организации, которые обучают детей военному делу, отмечает автор статьи Лоуренс Батет-Рох (Laurence Butet-Roch).
«Никита, которому двенадцать, живёт в посёлке Никишино, на территории ДНР. Его школа, разрушенная ещё в 2014 году, до сих пор лежит в руинах. Мальчик часто приходит в разрушенную школу поиграть, он говорит, что уже привык и не пугается обстрелов. Только вот почти все его друзья уехали из Никишино.
Марине тоже двенадцать лет, живёт она в посёлке Зайцево, недалеко от Донецка. Через Зайцево проходит линия фронта, а её школу захватили украинские солдаты. Теперь Марине приходится ходить в школу в соседний посёлок», — рассказывают авторы National Geographic.
Но и в мирных регионах в центре и на западе страны дети также вовлечены в войну. По всей Украине действуют военные лагеря для детей от 6 до 17 лет, где «молодёжь по утрам слушает государственный гимн во время подъёма флага, затем принимает участие в военных учениях, получая навыки ползания по окопам, обращения с противогазами и оружием, учится стрелять».
National Geographic отмечает, что всё это время дети слушают антироссийские речи и инструкции на тему выживания.
Фотограф попросил ребят ответить на три вопроса: почему они в этом лагере, почему хотят защитить свою страну и какие у них мечты.
Десятилетняя Елена Шевель написала, что ей одинаково нравится ходить и в бассейн, и на стрельбище. Девочка гордится тем, что у неё в семье все умеют стрелять — и папа, и мама и даже бабушка. «Я думаю, что важно защищать нашу родину, потому что, если мы этого не сделаем, Россия захватит Украину и мы станем Россией. Это было бы плохо, потому что мы больше не сможем говорить, читать и писать по-украински. Когда я вырасту, я хочу стать ветеринаром», – рассказала Елена.
Восьмилетний Михаил Дейников уверен, что «важно защищать Родину, ведь её очень легко может захватить враг, а нас — взять в заложники и убить». При этом мальчик мечтает стать исследователем рыб, а не военным: «Я не хочу быть солдатом, это страшно. Я хочу, чтобы в мире больше не было войн».
Для Ибарры Санчеса конфликт и то, как молодёжь в него вовлекается, – это не патриотизм. «Любовь к Родине — это когда твоё сердце в мире, – замечает он. – Когда вы пытаетесь навязать свои идеи кому-то другому, когда думаете, что вы выше других и что ваш флаг, история, политика и ценности лучше, – вот когда ситуация становится опасной», – цитирует издание испанского фотографа.
«Наличие врага – это мощный способ укрепить идею нации с помощью общей цели», – уверен Санчес. Только вот укрепление идеи нации происходит за счёт потерянного детства.
Соб. корр. ФСК