В Литве продолжается истерика по поводу строительства белорусской атомной станции БелАЭС, которое близится к завершению.
Литовское правительство склонно видеть в БелАЭС происки Москвы и инструмент геополитического шантажа, о чём и заявил министр энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас на первом министерском форуме по трансатлантическому энергетическому сотрудничеству в Хьюстоне (США) 14 марта.
«Мы должны сделать всё возможное, чтобы третьи стороны не использовали энергию в качестве инструмента геополитического шантажа. В этом суть и смысл синхронизации стран Балтии с Европой. И здесь у нас есть особенно негативные примеры, когда третьи страны разрабатывают новые инструменты для возможного геополитического шантажа», – цитирует речь Вайчюнаса официальный сайт Министерства энергетики Литвы.
«Этот проект осуществляется в нарушение международных конвенций. Для Беларуси ещё не поздно изменить ситуацию, сохранив репутацию как страны, так и всей ядерной энергетики», – настаивает министр, не обращая внимания на выводы двух комиссий МАГАТЭ о безопасности строящейся станции.
И действительно, в Литве уже придумали, как соседней Беларуси «сохранить репутацию»: в начале марта премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис предложил «переделать» атомную станцию в газовую. Тогда над предложением посмеялись, причём даже литовские физики, и решили, что это часть предвыборной кампании Сквернялиса в президентской гонке. Однако 14 марта посол Литвы передал в Министерство иностранных дел Беларуси официальное письмо Сквернялиса с предложениями по поводу использования БелАЭС в будущем.
Но в Министерстве энергетики Беларуси не видят никакого смысла в литовских идеях.
«Мы строим АЭС для себя, для нашего внутреннего потребления и энергетической безопасности. И не просто для производства электроэнергии, а для диверсификации видов топлива. У нас на газе уже производится порядка 95% электроэнергии, так какой смысл, как предлагает премьер Литвы, что-то замещать? Нам нужен надёжный источник электроэнергии, не зависимый ни от каких ценовых колебаний в мире», — прокомментировал предложение Сквернялиса директор департамента по ядерной энергетике Минэнерго Беларуси Василий Полюхович.
Он отметил, что у АЭС слишком много преимуществ перед газовыми электростанциями, и это нельзя не учитывать. Ну а отказ Литвы покупать электроэнергию у Белоруссии после того, как начнёт работать БелАЭС, Минэнерго не считает проблемой.
«Это право каждого. Если вы пришли на рынок и вам что-то не нравится, вас никто не заставит это купить. Мы строим станцию для себя, 40% электроэнергии будет вырабатывать АЭС, менее 60% будет газ, а дальше постепенно будут развиваться возобновляемые источники энергии. Такой баланс выработан, чтобы не опираться на один вид топлива», — отметил Полюхович.
В самой же Литве предложение премьер-министра остаётся одной из самых обсуждаемых тем.
«Предложение это выглядит слишком странным. Практически основная часть работ уже выполнена. В этом и следующем году запустят. И сейчас, чтобы всё остановить и переделать, необходимы огромные деньги. Второе — для чего эта станция строилась и почему она нужна белорусам? На самом деле цель белорусов была диверсифицировать свою энергетику. Цель, как и у любой другой страны. 95% энергии у них вырабатывается с помощью газа. Они хотели, чтобы появилась какая-то альтернатива. Поменять сейчас – это были бы колоссальные затраты и огромный удар по престижу. Это просто невероятно», — прокомментировал требование Литвы эксперт по энергетике Видмантас Янкаускас.
А главный редактор литовской деловой газеты Verslo žinios Роландас Барисас удивился, почему советники премьера не посоветовали предложить построить на месте АЭС космодром, ведь в наше время всё возможно.
«Мы выглядим, как клоуны, когда кто-то вот так выскакивает из кустов и делает предложение. Это приступ паники, когда люди говорят: неважно что, но что-то нужно делать. И чаще всего это оказываются неадекватные действия», — считает Барисас.
Соб. корр. ФСК