Европейский Союз в системном кризисе

Отказ Евросоюза от «стратегического партнёрства» с Россией? А в чём проблема?

Европарламентарии констатировали смерть Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве с РФ с большим опозданием

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

12 марта депутаты Европарламента, который является законодательным органом Евросоюза, приняли резолюцию, в которой заявили, что «в нынешних обстоятельствах Россия более не может считаться стратегическим партнёром» ЕС. Депутатский корпус уходящего состава (новые выборы Европарламента состоятся в мае) призвал Евросоюз «переоценить» отношения с Россией, политика которой, как утверждается в резолюции, противоречит «базовым ценностям» Европы. 

За резолюцию, авторство которой принадлежит депутату из Латвии Сандре Калниете, проголосовали 402 депутата, против были 163 депутата и 89 воздержались. Перед полной сменой депутатского корпуса зафиксируем на всякий случай эти цифры: свыше трети европарламентариев либо имеют иное мнение о «базовых ценностях» Европы, нежели госпожа Калниете (что неудивительно), либо не готовы обвинять Россию в том, в чём обвинили её автор резолюции и поддержавшие её депутаты – в «нелегальной оккупации и аннексии украинского региона Крыма» Россией, в «прямом и косвенном участии в военном конфликте в восточной Украине», в «продолжающихся нарушениях территориальной целостности Грузии и Молдовы».

В резолюции отмечается, что возврат к прежним отношениям (которые в редакции 1994 года именовались «стратегическим партнёрством и сотрудничеством») невозможен, пока Россия не выполнит условия Минских соглашений (стороной которых РФ не является) и не восстановит «территориальную целостность Украины» (хотя вопрос о суверенитете РФ над Крымом решён окончательно и обсуждению не подлежит).

Так называемое Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве, учреждающее партнёрство между Российской Федерацией, с одной стороны, и европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, заключённое в 1994 году, декларировало, в частности, приверженность подписавших его сторон Хельсинскому заключительному акту, который содержал не только «гуманитарную корзину», но и закреплял в международно-правовой области политические и территориальные итоги Второй мировой войны

Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве (СПС) априори предполагало равенство подписавших его сторон, однако западные партнёры РФ, как в европейских столицах, так и в Вашингтоне, изначально делали ставку на подчинённую роль Москвы. 

В 1999 году произошла агрессия НАТО против Югославии, которая повлекла не только прямые человеческие жертвы, разрушения, перекройку границ, но и нанесла долгосрочный вред народам Балканского полуострова бомбардировками Югославии боеприпасами с обеднённым ураном. Это было грубейшее нарушение прав человека, но ни Amnesty International, ни Human Rights Watch, ни европейские подписанты СПС не подняли голос против варварских бомбардировок в защиту так называемых базовых ценностей Европы. Попытки сербских представителей довести до мировой общественности масштабы катастрофы, разразившейся в Европе в 1999 году, замалчиваются до сих пор. А международные медицинские комиссии констатируют повышение смертности сербов от последствий радиоактивного заражения на 8%.

В полном противоречии с духом Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве начался процесс расширения НАТО на восток. Начался вопреки многочисленным замечаниям Москвы по поводу крайней нежелательности и бессмысленности такого процесса. С 2004 года европейские государства одно за другим втягиваются в зону ответственности западного военного блока, процесс этот продолжается. 

Гуманная Европа молчала, когда 2 мая 2014 года сторонники «нового режима» на Украине живьём сжигали людей в одесском Доме профсоюзов. 

Гуманная Европа молча и спокойно наблюдает за установлением в странах Прибалтики, членах ЕС и НАТО, системы апартеида по национальному признаку – введением института «неграждан» для русских. 

Россию такое положение дел удовлетворить не могло. Москва неоднократно настаивала на новой редакции СПС. Велись тягучие, трудные переговоры, которые четыре раза приостанавливались по инициативе Евросоюза: в 2008 году из-за кризиса с запретом Россией поставок на свой рынок зараженного польского мяса; второй раз – в том же 2008 году после операции России по принуждению Грузии к миру в Южной Осетии. Ещё через полгода они фактически застопорились перед вступлением России в ВТО. Последний раз они были приостановлены Евросоюзом в 2014 году после воссоединения Крыма с Россией. Введением в том же году вслед за Соединёнными Штатами антироссийских санкций европейские «партнёры» России окончательно разорвали Соглашение 1994 года о партнёрстве и сотрудничестве с РФ.

А провозглашение России «главным источником дезинформации в Европе» (это вызывающее заявление сделал недавно заместитель главы Еврокомиссии Андрус Ансип) и принятие Евросоюзом в декабре 2018 года так называемого «плана действий по активизации усилий по противодействию дезинформации в Европе и за ее пределами» однозначно расставили все точки над i. «Ожидается, что бюджет Европейской внешнеполитической службы в сфере коммуникации для решения проблемы дезинформации и повышения осведомленности о ее негативном влиянии более чем удвоится с 1,9 миллиона евро в 2018 году до 5 миллионов евро в 2019 году. Государства-члены ЕС должны [не могут, а должны! – Ред.] дополнять эти меры, укрепляя свои собственные средства борьбы с дезинформацией», – сообщили в Еврокомиссии. «Борьбу с дезинформацией» хозяева Евросоюза теперь понимают как борьбу с Россией, ибо им уже вполне ясно, что подчинить интересы России интересам Запада не получилось. «Стратегическое партнёрство» не состоялось.

Так что выписанное 12 марта европарламентариями свидетельство о смерти Соглашения с РФ – лишь бюрократическая формальность. Она зафиксировала факт, давно ставший общеизвестным.

Фото: aif.md

Другие материалы