22 марта в США произошло знаменательное событие, которого американская общественность ждала почти два года. Специальный прокурор Роберт Мюллер закончил 22-месячное расследование «русского следа» в президентских выборах 2016 года и передал доклад на рассмотрение министру юстиции Уильяму Барру.
Вопрос о том, не вступал ли Трамп в сговор с Москвой против Хиллари Клинтон, занимал умы американцев как никакая другая тема. Доклад ожидался с напряжением, ведь от него зависела дальнейшая судьба президента США. В случае подтверждения подозрений в сговоре с Москвой Трампу грозил импичмент.
В тот же день У. Барр заявил, что после проверки доклада направит материалы на ознакомление конгрессменам. Одновременно один из высокопоставленных сотрудников министерства юстиции сообщил, что «русского следа» не обнаружено и Мюллер не видит оснований для продолжения работы по делу. Это означает, что Трамп и его сотрудники могут не опасаться больше обвинений со стороны правосудия.
Сам президент США отреагировал на эту новость в непривычной для него манере. Он не стал публиковать ликующих твитов, а спокойно предался отдыху во Флориде. Лишь представитель Белого дома Сара Сандерс сообщила прессе, что администрация ожидает дальнейших шагов от министерства юстиции.
Последнее обстоятельство беспокоит противников Трампа. Уильям Барр имеет право направить на рассмотрение конгрессменов не весь доклад, а лишь часть полученных материалов в интересах неразглашения государственной тайны. Ведущие демократы в Конгрессе Нэнси Пелоси и Чак Шумер тут же потребовали предоставить доклад в полном объёме. Однако едва ли это им сильно поможет. Демократам с трудом удаётся скрыть разочарование. Как пишет пресса, у демократов «такое выражение лица, будто кто-то вломился к ним в оружейный склад, украл лучшие револьверы и оставил только ржавую двустволку».
Мюллером в ходе почти двухлетнего разбирательства было рассмотрено 37 обвинений, но получено только 7 признаний в нарушениях закона. Два близких сотрудника Дональда Трампа – Пол Манафорт и Майкл Коэн – оказались в тюрьме. Однако их преступления относятся к разделу финансовых злоупотреблений и не имеют отношения к предмету расследования – предполагавшемуся сговору Трампа с Кремлём. По данному обвинению не найдено никаких доказательств.
Лишь одна зацепка может оказаться полезной для демократов в материалах дела. Это увольнение президентом Трампом директора ФБР Джеймса Коми за то, что тот слишком ретиво «копал» под советника по безопасности Майкла Флинна, имевшего контакты с российским послом Сергеем Кисляком. Однако и в этом случае речь пойдёт не о содержании их бесед, а о нарушении Трампом служебной этики. Серьёзных оснований для увольнения Коми у Трампа не было. Директор ФБР делал своё дело, как он его понимал.
Американская пресса пишет о завершении драматического периода в президентстве Трампа. Исход расследования расценивается как серьёзная победа президента США. Закулисным кругам не удалось «снести» этого президента, которого многие называют а run away horse, оторвавшимся скакуном. «Русская тема» отыграна, и команда Трампа может выдохнуть с облегчением. Демократам же не остаётся ничего другого, как выискивать в деле сомнительные эпизоды вроде похождений Трампа с женщинами для снижения его рейтинга перед выборами 2020 года.
Зато можно предположить грядущие изменения политики США на восточном направлении. В первую очередь это касается Украины. Ещё недавно администрация Трампа следовала на Украине курсу администрации Обамы. Однако руки действующего американского президента были связаны расследованием Мюллера. Исход президентских выборов 31 марта на Украине во многом зависит от позиции Вашингтона. Ещё вчера мало кто сомневался, что победитель будет определён в посольстве США, руководимым послом Мари Йованович, которую назначил Обама. На роль победителя метили Порошенко.
Однако на днях генеральный прокурор Украины Юрий Луценко огласил компрометирующие американского посла сведения о том, что та передавала ему список «неприкасаемых лиц», которые не подлежат никаким преследованиям по законам Украины. Огласил, надо понимать, по поручению Порошенко. Дескать, в 2016 году мы сдали вашим противникам, мистер президент, вашего сотрудника Пола Манафорта, теперь в качестве компенсации сдаём ставленницу демократов Мари Йованович.
Однако игра Луценкор/Порошенко вряд ли произведёт впечатление на Трампа. У него уже развязаны руки для замены посла или по крайней мере для нейтрализации её усилий. За старую историю со сдачей Манафорта Петру Порошенко выпишут из Вашингтона счёт, и выразится это в том, что американское посольство лишится возможности продвигать Петра Алексеевича в президенты. Вряд ли Трамп склонен его терпеть. Так что завершение расследования специального прокурора Роберта Мюллера стало плохим знаком для нынешнего президента Украины.
Обозреватели пока сдержанно комментируют возможные изменения в политике Трампа по отношению к России. Однако в целом «русская тема» будет занимать всё больше внимания американской общественности, так как осенью начнётся втягивание Америки в новую президентскую избирательную кампанию, и Дональду Трампу необходимо подготовить для избирателей положительную программу на «русском направлении». Как показывают опросы Института Гэллапа, более половины американцев выступают за улучшение отношений с Россией.
Фото: Reuters