В Тирасполе раскритиковали опубликованный Игорем Додоном «Большой план», в котором, в частности, речь идёт и о «скором и окончательном решении приднестровской проблемы». В Приднестровье считают, что диалог между Кишинёвом и Тирасполем за последние два года и так проходит достаточно активно, причём исключительно по инициативе приднестровской стороны. И хотя некоторые молдавские политики критикуют этот диалог за то, что он касается только социальных и гуманитарных проблем, министр иностранных дел Приднестровья Виталий Игнатьев уверен, что торопить Тирасполь не следует. По его мнению, по этим вопросам договориться намного проще, чем по политическим.
«Фактически с Молдавией мы решаем те вопросы, которые мешают нормальной жизни простых людей. Это вопросы телекоммуникации и связи, свободы передвижения и автотранспорта, это вопросы закрытия мотивированных уголовных дел, которые заводятся в Молдавии в отношении приднестровцев по политическим статьям, это вопросы, связанные с необходимостью выработки международного механизма гарантий имплементации решений, которые достигаются в переговорном процессе», – отметил министр.
Игнатьев считает, что выбранная тактика – единственно правильная, нельзя пытаться увести переговоры в сторону или же ускорить решение политических вопросов, хотя их и накопилось множество.
«Шаг за шагом переговоры по молдавско-приднестровскому урегулированию приближаются к позитивному результату. Улучшение жизни людей сказывается на повседневной деятельности, поэтому любые попытки увести в сторону от этой формулы, могут крайне негативно отразиться на текущей динамике взаимодействия сторон», – отметил глава внешнеполитического ведомства ПМР.
«В 90-е годы, когда Республика Молдавия вышла из Советского Союза, Приднестровье приняло решение остаться, и мы сформировали свою государственность. Есть такой стереотип о том, что приднестровцы – сепаратисты, и это неправда. Сепаратистами как раз является молдавская составляющая. Сегодня мы – частично признанное государство. Мы стремимся к обретению полномасштабного международного признания», – заявил Виталий Игнатьев.
А президент ПМР Вадим Красносельский отметил, что постепенно стороны решат все вопросы, которые сегодня стоят на повестке дня. Однако у него самого есть вопросы к президенту Молдовы.
«Первый – это вопрос юридической оценки со стороны Молдовы событий и решений от 23 июня, принятия парламентом Молдавии тех деклараций, которые дали де-юре независимость Приднестровской Молдавской Республике.
Второй вопрос: готов ли какой-нибудь политик, в том числе и Игорь Николаевич Додон, дать юридическую, политическую и историческую оценку событиям 1992 года и наказать тех, кто убивал мирных жителей ПМР?
Третий вопрос: если Игорь Николаевич Додон и другие политики говорят о свободном выборе народа, уважают ли они выбор народа, который был сделан на референдуме в 2006 году, когда народ высказался единогласно за независимость ПМР?
Четвертый вопрос: понимает ли Игорь Николаевич существующую реальность, осознаёт ли, что за 30 лет многое произошло? У нас создано независимое государство, независимая банковская система, независимая экономика. Как это можно повернуть вспять? Я не знаю.
Пятый вопрос президенту Молдовы: как он оценивает право народа на самоопределение, которым воспользовалась Молдова при определении своей независимости. Приднестровский народ воспользовался именно этим принципом – правом народа на самоопределение»,
– заявил Красносельский в эфире Первого приднестровского телеканала.
Президент Приднестровья отметил, что это лишь основные вопросы, есть много других. Однако ответить на них, по его мнению, невозможно, так же как невозможно обсуждать политический статус ПМР.
«В заключение хочу сказать, что Молдова не выполнила «домашнее задание»: она не стала привлекательной для приднестровского народа. Уровень жизни в соседнем государстве весьма невысок. Что хорошего они могут предложить приднестровцам? На сегодняшний день – ничего. И это все понимают – гаранты, посредники, участники переговорного процесса. А вот мы берём на себя обязательство выполнить это задание и стать привлекательными для всего мирового сообщества. Признают успешных, экономически стабильных, свободных и сильных. В нас будут вкладывать денежные средства, инвестировать, нами будут интересоваться, потому что Приднестровье – это великолепный край, с богатой культурой, растущей экономикой. И это наше «домашнее задание», но не для того, чтобы войти в Молдову, а для того, чтобы стать признанным государством»,
– цитирует выступление Красносельского на телевидении официальный сайт президента ПМР.
Молдавская сторона пока не ответила на приднестровские вопросы, но вынесла на обсуждение проекты для Зоны безопасности на 2019 год, на которые Министерство финансов Молдовы готово выделить 15 миллионов леев. Эти проекты разработаны в рамках плана реинтеграции страны. В проектах речь идёт о модернизации образовательной системы, развитии культуры и спорта и ремонте коммуникаций водоснабжения. Ранее в Кишинёве заявляли, что решение гуманитарных вопросов ПМР будет связано с политическими вопросами, но пока в стране после парламентских выборов не сформированы правящая коалиция и правительство, заниматься вопросами приднестровского урегулирования молдавская сторона полноценно не в состоянии, и это отлично понимают в ПМР. Как и то, что у президента страны нет полномочий принимать какие-либо решения в отношении Приднестровья.
Соб. корр. ФСК