5 апреля состоялось экстренное закрытое заседание Совета Безопасности ООН по ситуации в Ливии, резко обострившейся в начале месяца. Совбез обратился к Ливийской национальной армии (ЛНА) и её командующему маршалу Халифе Хафтару с призывом избежать военного столкновения (хотя столкновение уже произошло). «Военного пути разрешения конфликта не может быть», – цитирует заявление Совета Безопасности ООН ТАСС. Участники заседания призвали все стороны к продолжению диалога и выполнению обязательств по конструктивному сотрудничеству с ООН.
После свержения и убийства в 2011 году Муаммара Каддафи в Ливии сохраняется двоевластие. Страна разделена. На востоке, в Тобруке, заседает избранный парламент, в Триполи, на западе, работает сформированное при поддержке ООН и Евросоюза правительство национального согласия во главе с Фаизом Сараджем; фактически же столица Ливии контролируется пятью конкурирующими между собой группировками.
4 апреля маршал Халифа Хафтар записал видеообращение, в котором отдал приказ своим войскам наступать на Триполи. Телеканал «Аль-Джазира» сообщал, что подразделения ЛНА установили контроль над городами Гарьян и Сурман к югу от ливийской столицы. 5 апреля в Триполи прибыл Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш. «На пути в Ливию я с удивлением узнал о военных операциях и политических заявлениях, которые вызвали у меня серьезное беспокойство. Я призываю остановить все военные операции, взять ситуацию под контроль и прекратить резкие заявления», – заявил Гутерреш.
По данным Reuters, ссылающегося на канал «Аль-Арабия», Халифа Хафтар заявил Антониу Гутеррешу, что его операция в Триполи будет продолжаться до тех пор, пока не будет побеждён терроризм. 5 апреля Гутерреш встретился с Хафтаром, а затем написал в «Твиттере», что «покидает Ливию с тяжелым сердцем и глубоко обеспокоенным», но с надеждой, что «можно избежать кровавой конфронтации в Триполи и вокруг него».
Спустя несколько часов войска под командованием Халифы Хафтара продвинулись на южную окраину столицы Триполи и взяли под контроль международный аэропорт. Пресс-секретарь ЛНА Ахмед Мисмари сообщил журналистам, что его силы контролируют населённые пункты Тархуна и Азизия, Каср бен Гашир, Вади аль-Раби и Сук аль-Хамис возле Триполи.
Тем временем, воспользовавшись задержкой наступления ЛНА, войска правительства Триполи перебросили в столицу из прибрежного города Мисурата большое количество пикапов с пулемётами. Линия фронта стала проходить через деревню Сук-эль-Хамис, в 45 км к югу от Триполи. Утром 5 апреля пресс-секретарь ЛНА Ахмед аль-Мисмари заявил, что ЛНА продолжает наступление.
Судя по сообщениям СМИ, боестолкновения ведутся пока без участия бронетехники и авиации. Самым мощным оружием является пикап с установленным на нем пулемётом, так называемая техничка. На фото и видеоматериалах, поступающих из Ливии, видны длинные колонны таких «техничек», движущихся по шоссе. Серьёзное сопротивление силам ЛНА могут оказать лишь группировки из Мисураты, расположенной в 200 км восточнее Триполи; это боевики так называемого «Центрального щита», сыгравшие в своё время важную роль в свержении Муаммара Каддафи. Они имеют тяжёлое вооружение, в том числе танки, передвижные ракетные установки, боевую авиацию. «Центральный щит» или «Мисуратская бригада» – часть отрядов организации «Щит Ливии», которую парламент в Тобруке объявил террористической.
В специальном докладе, подготовленном в августе 2012 года Федеральным исследовательским отделом библиотеки Конгресса США, говорится, что ряд подразделений «Щита Ливии» причастны к захвату американского посольства и убийству посла Кристофера Стивенса 11 сентября 2012 года. Комментируя публикацию этого доклада, американское издание Daily Beast отмечало факты сотрудничества правительства США с организациями, которые были обвинены в открытой демонстрации флага «Аль-Каиды» (организация запрещена в России) и выпуске видеофильмов, призывающих к вооружённому джихаду.
С тех пор прошло больше шести лет, но ситуация мало изменилась. Запад поддерживает правительство в Триполи, которое так ничего и не сделало для ликвидации анклава джихадистов в Мисурате, а сейчас опирается на их поддержку. 4 апреля источник РИА Новости в окружении Халифы Хафтара сообщал, что для помощи ливийским исламистам на запад Ливии прибыли из Сирии главари «Аль-Каиды».
За последние месяцы ЛНА, выдворив исламистов из восточной части Ливии, установила контроль над «нефтяным полумесяцем» побережья залива Сирт, где расположены основные экспортные терминалы. В январе армия Хафтара провела операцию на юго-западе страны против проникших туда боевиков чадской оппозиции и криминальных банд. К марту подразделения ЛНА закрепились в главных городах востока, взяв под контроль расположенные там нефтяные месторождения, в том числе крупнейшее из них – Эш-Шарара.
США неоднократно вмешивались в борьбу за контроль над этим месторождением между ливийскими группировками. В распространённом 18 декабря 2018 г. заявлении Госдепа США говорится, что «контроль за месторождением должен осуществляться Национальной нефтяной корпорацией Ливии и признанным международным сообществом Правительством национального согласия». Однако в реальности это трудно и вряд ли по силам правительству Фаиза Сараджа.
14-16 апреля в ливийском Гадамесе должна состояться конференция по национальному примирению, к участию в которой приглашены представители всех политических сил Ливии. Если к началу этой конференции ЛНА потеснит окопавшиеся в ряде районов страны группировки террористов, шансы на достижение мира значительно возрастут.
6 апреля министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что затянувшийся кризис в Ливии – следствие прямого и незаконного вмешательства НАТО в дела этой страны, которое привело к хаосу.
Заглавное фото: Халифа Хафтар, источник - Twitter