«Украина решила совершить смертельно опасный прыжок на тарзанке. Вся страна без раздумий бросилась прямо в пропасть, рассчитывая, что канат выдержит и катастрофы не произойдёт.
Этим прыжком стали президентские выборы, в результате которых власть в стране попала в руки человека-загадки – сатирика Владимира Зеленского, который не обладает опытом ни в экономике, ни в политике (если не считать сыгранной в телесериале роли человека, ставшего по воле случая президентом) и как огня избегает любых содержательных высказываний», – сообщает польская газета Rzeczpospolita.
При этом издание уточняет, что в роли каната, на который надеется вся страна, выступает тот самый новый президент, обещающий исправить ситуацию на Украине.
«Можно ли удивляться тому, что украинцы совершили прыжок в неизвестность?» – задаётся вопросом автор статьи Витольд Орловский (Witold Orłowski). Чтобы ответить на этот вопрос он напоминает некоторые факты из истории Украины, которая «за прошедшие десятилетия пережила настоящий экономический и политический ад».
«Когда в 1991 году Украина обрела независимость, ВВП на душу населения был там на 10% выше, чем в Польше. С того момента объём польского ВВП вырос в три раза, а украинского – уменьшился. Таким образом, польский ВВП на душу населения стал в три с лишним раза выше украинского, а если принять во внимание и хроническую слабость гривны, получается, что средний заработок украинца – это всего одна пятая от той суммы, которой мы так недовольны у нас в Польше (при этом цены на Украине сопоставимы с польскими или даже выше)», – объясняет своим читателям Rzeczpospolita.
Но дело не только в ВВП, считает автор. Большая проблема, по мнению Орловского, в том, что на Украине почти ничего не работает так, как положено. «Национальные богатства разграбили олигархи, справедливого суда нет, бесчинствуют некомпетентные бюрократы, а по масштабу коррупции украинское государство находится на предпоследнем месте в Европе».
Всё вместе и, самое главное, крайне низкий уровень доходов заставляют людей уезжать в эмиграцию: в одной только Польше сейчас живут и работают примерно 1,5 миллиона украинцев. Когда поляки жалуются на низкие темпы демографического роста, они должны помнить, что население соседней страны за 25 лет уменьшилось на 10 миллионов – с 53 до 43 миллионов человек.
Впрочем, здесь с автором можно поспорить: на самом деле население Украины, по самым оптимистичным прогнозам, не превышает сегодня и 35 миллионов человек.
Но и это ещё не всё, отмечает издание. Ко всем этим бедам добавляется украинская политика. Очередные политические деятели обещают вывести страну из кризиса, а потом не оправдывают ожиданий своих избирателей. Европейский союз ясно заявляет, что сейчас о членстве Киеву не стоит даже и мечтать.
«Стоит ли удивляться тому, что отчаявшиеся украинцы готовы на всё? Они решились совершить рискованный прыжок в неизвестность, лишь бы сохранить надежду на то, что их страна вырвется из заколдованного круга нищеты, хаоса и нестабильности. Если юморист из телевизора тоже их подведёт, останется только эмиграция», – делает совсем неутешительный для украинцев вывод Rzeczpospolita.
Соб. корр. ФСК