Война в Донбассе

Denník N: Киев проиграл войну за души жителей Донбасса

«Украинцы не прошли процесс очищения и не готовы признать правду о том, что на самом деле происходило в Донбассе»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Независимая газета Словакии Denník N опубликовала интервью со своим корреспондентом Томашем Форро, который, побывав несколько раз в зоне вооружённого конфликта в Донбассе, написал книгу «Донбасс – свадебные апартаменты в отеле "Война"». По его словам, он начал писать эту книгу потому, что хотел понять, как эта война началась.

«Я не считаю себя военным репортёром. Принципиальный вопрос для военного репортёра, который сидит с солдатами в окопах, заключается в том, какой материал оттуда привезти. Уж точно это не будет правда о том, почему началась война. И даже вопрос, кто в него стрелял, может оказаться крайне коварным. Кто-то начинает вас обстреливать, но ни ты, ни солдаты, которые тут же гибнут, не всегда знают, кто стреляет. Это могут быть даже ваши собственные отряды, которые просто хотят, чтобы ты потом написал мощный материал о том, какие зверства творит неприятель», – рассказывает Форро, уточняя, что военные репортёры не способствуют тому, чтобы понять причину любого конфликта, а среди украинских журналистов он не встретил ни одного, «кто хотя бы попытался объективно осветить этот конфликт».

По его словам, в первый раз, когда он приехал в Донбасс, его представления соответствовали тому, что пишут в либеральной прессе: «Войну спланировал и начал Путин, Украина – его жертва, и всё то зло, которое там творится, – следствие означенного».

«Но уже во время моего первого визита я оказался на территории сепаратистов. Я побывал в пригороде Донецка, и первым моим сильным впечатлением стала бомбардировка, которую вели украинские силы из запрещённого оружия. Они старались нас уничтожить и бомбардировали в том числе большую жилую часть района Петровка. Это сразу нарушило мои первоначальные представления, хотя и потом на протяжении какого-то времени я придерживался исключительно проукраинских взглядов.

Однако вскоре окончательно разбился мой «нравственный компас», указывающий мне, кто в этой войне хороший парень, а кто плохой. Из-за этого у меня возникли серьёзные эмоциональные проблемы», – признаётся Томаш Форро.

Многие политологи, отмечает Denník N, изучающие начало этнических конфликтов, например в Югославии или бывших советских республиках, говорят о том, что главным пусковым механизмом является страх перед другой стороной. До войны обычный житель Донбасса мало интересовался политикой. Но когда в их городе появилась тяжёлая техника украинской армии и начались стрельба и убийства на улицах, люди были шокированы. «И это та вторая сторона, которую украинцы не хотят признавать: реакция украинских войск оказалась неадекватной и крайне жестокой, и так Киев проиграл войну за души. Он настроил простых людей против себя, мобилизовал их. Впоследствии эти люди пошли воевать. 40-летние, 50-летние начали вступать в армию, видя, как их соседа убил снаряд, когда он шёл из магазина с хлебом. Они хотели защищать свои семьи. Об этом на украинской стороне молчат. Украинцы не прошли процесс очищения и не готовы признать правду о том, что там на самом деле происходило. Для них всё это российская агрессия и – баста», – уверен журналист.

Он рассказал о своей книге, в которой речь идёт (кроме действий на линии фронта) и о простой женщине с четырьмя детьми, «убежавшей» от войны. «С тех пор она скитается уже пять лет. Она переходит с одной стороны фронта на другую, но не встаёт ни на одну из сторон. Она просто пытается выжить. Наконец, она уезжает на Украину в безопасное место. Однако только после этого для неё начинается ад войны, которая заключается не в разрывах снарядов – она в рутинной жизни людей, которыми никто не интересуется. Из представителей среднего класса они превращаются буквально в бездомных».

Издание отмечает, что на территорию Украины уехало около 1,4 миллиона человек и первые годы были для них самыми ужасными из-за бездействия украинской администрации на местах. Помощь шла только от неправительственных организаций и от иностранных государств.

«С самого начала конфликта было ясно, что Украина – слабое государство, которое не способно позаботиться о своих гражданах. Кстати, в этом состоит одна из причин войны. В Донбассе люди никогда не ощущали связи с Киевом, не видели, что правительство заботится о них. Для людей в городах на востоке Украины, которые находятся под контролем Киева, ничего не изменилось даже по прошествии пяти лет конфликта. Они не понимают, зачем им поддерживать Киев», – отмечает корреспондент.

Несмотря на вроде бы здравый взгляд на то, что происходит на востоке Украины, словацкий журналист под конец традиционно обвиняет во всём Россию (хотя в начале и осуждал за это же украинские СМИ). Он называет конфликт в Донбассе «замороженным» потому, что «это в интересах России», отметив, правда, что и «в интересах украинских политиков». Что касается Запада, то он «продемонстрировал свою слабость во время аннексии Крыма, так что нет никого, кто мог бы оказать давление на россиян», завершает интервью Томаш Форро вполне по-европейски.

Соб. корр. ФСК