Польская активистка из Львова Эвелина Подгурна в беседе с польскими журналистами рассказала об угрозах расправы, которые поступают в её адрес от украинских националистов после того, как в интервью интернет-каналу Media Narodowe она рассказала о полонофобии киевского режима.
«Есть две польские школы [во Львове] – 24-я и 10-я. В 10-й стоит бюст Шухевича, чтобы поляки помнили, кто над ними хозяин… Два года назад украинцы требовали запретить преподавание на польском… Даже в магазинах, где продавцы знали польский, запретили отвечать туристам по-польски… Польский язык душат… Не стоит подчёркивать свою польскость, потому что столкнёшься с нетерпимостью и в школе, если это украинская школа, и в своём окружении» – за эти слова в интервью Media Narodowe Подгурной теперь угрожают плеснуть кислотой в лицо, сжечь её дом вместе с ней. Угрозы поступают и в адрес её семьи.
Сначала украинские власти хотели запретить Подгурной въезд на Украину, но не смогли этого сделать по формальным причинам. У Подгурной украинское гражданство, в Польше она проживает с видом на жительство. Тогда в дело вступила полиция. Ей грозят допросами и судебным разбирательством. Из-за этих угроз Подгурна не смогла приехать к семье на пасхальные праздники. «Мы живём в XXI в., а они ведут себя как на Волыни в 1943 г… Я их не боюсь, но боюсь за свою семью», – объяснила она.
Теперь знакомые Эвелины удаляют её из списка друзей в соцсетях, её интервью Media Narodowe разгневало учителей в школе, где она училась. Ведь украинские школы во Львове Эвелина характеризует как инструмент ассимиляции польской молодёжи.
«…Есть такие, кто никогда раньше не писали мне по-украински, всегда по-польски, а теперь вдруг пишут только по-украински», – объясняет девушка.
Польские СМИ называют Эвелину Подгурну львовской полькой, сбежавшей с Украины в Польшу от агрессивной ассимиляции. Согласно переписи населения, на Украине проживает 144 тыс. поляков. Официально Киев и Варшава – союзники, но на неофициальном уровне Киев всячески подавляет польское меньшинство. В 2016 г. на Украине было десять польских школ, в 2017 г. их осталось пять.
Деятельность шестнадцати польских общественных организаций, зарегистрированных на Украине, практически не заметна из-за боязни расправы над членами этих организаций со стороны украинских националистов.
Соб. корр. ФСК