Конец прошлой недели выдался в столичной албанской Тиране относительно спокойным, но начало и завершение предыдущей недели были бурными. В субботу, 11 мая, тысячи сторонников оппозиции прорвали полицейский кордон и ринулись на штурм здания правительства. Появились коктейли Молотова, дымовые бомбы, петарды; вход в здание загорелся. Полиция ответила водомётами, слезоточивым газом и дубинками. Полсотни человек были арестованы.
Жёсткий ответ полицейских не убавил пыла оппозиционеров, которые вновь атаковали учреждения власти (правительство и МВД) в понедельник, 13 мая, скандируя «Рама, уходи!». В столкновениях пострадали несколько оппозиционеров и несколько полицейских. «Мы остаемся уверенными в том, что нет в мире силы, способной помешать нам в осуществлении нашей цели – проведении свободных и честных выборов, – напутствовал своих сторонников лидер оппозиционной Демократической партии Люльзим Баша. – Нет силы, которая заставит нас вести переговоры со злом!»
Уличное побоище в Тиране. Фото: politika.rs
Массовые уличные протесты в Тиране проходят с начала года. В феврале парламентарии-демократы и их союзники – всего более 60 депутатов – в знак протеста покинули парламент, требуя досрочных выборов и суда над Эди Рамой. Протесты начались с выступлений студентов: те требовали снижения стоимости высшего образования, отмены сборов за несданные экзамены и поддержки государством вузов и научных исследований учащихся. Молодые люди ежедневно перекрывали столичные улицы возле министерства образования и митинговали. Люльзим Баша солидаризировался со студентами, потребовав от албанского руководства удвоить расходы на высшее образование. Однако молодёжь на этот жест отреагировала настороженно и не приняла предложения о сотрудничестве в организации протестов. Кроме того, правительство пошло навстречу учащимся: стоимость высшего образования была снижена наполовину, стипендия отличников повышена (до 800 евро), а на ремонт вузовских зданий и прочие расходы высшей школы Рама пообещал выделить дополнительные бюджетные ассигнования. Тем самым албанский премьер умело перехватил инициативу у оппозиционеров, которые в отместку закидали его яйцами в парламенте.
Демократы и примкнувшие к ним политические силы (Республиканская партия Албании, Социалистическое движение за интеграцию, Движение за национальное развитие, Аграрная партия, Партия за справедливость, интеграцию и единство, Партия объединения во имя прав человека) обвиняют режим в коррупции, связях с организованной преступностью и в подтасовках на выборах достаточно давно. Ещё за три месяца до выборов, в июне 2017 года, Демократическая партия Албании проводила уличные акции, обвиняя социалистов в тесных клановых связах с криминалом и в коррупции. Однако социалисты по итогам выборов укрепили свои позиции в парламенте (74 из 120 мест), а демократы, напротив, потеряли семь мест.
А уже осенью 2017 года итальянские правоохранители передали албанским коллегам материалы, свидетельствующие об участии политиков из близкого окружения Эди Рамы, в том числе тогдашнего главы МВД Саймира Тахири, в наркоторговле. После этого Люльзим Баша называет правящий режим не иначе как «криминальной хунтой», а Эди Раму – «преступником, объявившим войну своему народу».
«Уход Эди Рамы – ключевое требование, которое не обсуждается… – говорит лидер Демократической партии Албании. – Страна застопорилась в самом важном для Албании – интеграции в Евросоюз. Главная причина тому – криминал в избирательном процессе».
Албанский премьер мнение оппозиции показательно игнорирует, заявляя, что никаких переговоров с протестующими он проводить не будет, а ближайшие выборы (в июне) пройдут в назначенный срок. Что стоит за такой уверенностью?
«Уличное ожесточение наносит ущерб усилиям Албании по пути к демократическим реформам и ее перспективам на пути к ЕС, – отреагировало на происходящее в стране посольство США. – Мирный протест является одним из основополагающих столпов демократии, но поощрение или проведение насильственных действий, включая уничтожение государственной собственности, незаконно». До этого США и ЕС уже призывали албанскую оппозицию вернуться в парламент и принять участие в июньских выборах. И Вашингтон, и Брюссель существующий албанский режим вполне устраивает. Албанский фактор за последние четверть века стал ключевым в процессе вовлечения Балкан в орбиту Запада – и в плане давления на Сербию, и в плане управления Северной Македонией, и в Черногории.
«Албанцы в Албании и Косово – братья, которые сейчас живут в двух разных странах и должны объединиться в формате Евросоюза, – заявил Эди Рама в интервью сербскому Pink TV. – Я не хочу границы с Косово, Черногорией, Македонией, Сербией».
Действуя в своих интересах, албанский режим решает и проблемы своих западных покровителей. Поэтому улицы в Тиране могут полыхать и дальше, а лбы демонстрантов и полицейских разбиваться друг о друга – режим Эди Рамы устоит.