Точнее многих о недавних протестах в Москве высказался ненавистник Кремля Айдер Муждабаев: «На самом деле, чтобы прекратить эти протесты в Москве, нужно всего десятков пять полицаев и ни одной дубинки. Надо разрешить митинг прямо на Красной площади, но с условием. На него через рамки пропускать только тех, кто распишется полицаям, что считает Крым украинским. И всё, 99,99% этой «оппозиции» ветром сдует. На Красной площади соберутся человек семь».
Украинский эксперимент задумывался как пример для российской «несистемной» оппозиции, но не стал им. Он действует наоборот. Вопрос «Чей Крым?», который любят задавать на Украине, чтобы отделить «своих» от «чужих», раскалывает ряды оппозиционеров. На открытии штаба Алексея Навального в Краснодаре привели его мнение по поводу Крыма: мол, нужен новый референдум на полуострове, а затем договорённость о совместном управлении Крымом с Украиной; в зале сразу зашушукались: часть сторонников Навального считает, что «Крым нужно отдавать».
Единства у оппозиционеров по поводу крымского вопроса нет, а исключить его сложно – желающие сменить власть в РФ последние годы были втянуты в украинские события. Они поддерживали майдан, затем – войну с Донбассом, а воссоединение Крыма с Россией называли «аннексией» и «оккупацией». Мало кто из российских оппозиционеров ожидал, что так обернётся: Украина витриной демократии и процветания не станет, война затянется, вместо известий о «перемогах» в украинские города и посёлки потянутся гробы с «вызволителями», население начнёт разбегаться, а скакавшие в Киеве «революционеры гидности» станут повторять: не за то скакали.
Помните Настю Дмитрук, написавшую: «Никогда мы не будем братьями ни по Родине, ни по матери…»? А вот её откровения о войне в Донбассе – как бы слова украинского бойца: «Люмпени з нами тут «говорят»,//і «речи» їхні – смертельний яд,// не гірше всіх установок «Град»// безкарно землю мою плюндрують.// Вони убогі, вони – чужі.// Нашій країні, мені, тобі…»
Это не о российской армии, которая мерещится в Донбассе бывшему президенту Порошенко и присматривающему за Украиной Волкеру. Это о людях Донецкого угольного бассейна, которых сочинительница и герои её виршей считают люмпенами, «убогими» и «чужими», говорящими на русском языке, который страшнее залпов «Града».
Украинская «революция гидности» выработала отраву ненависти. Поэтому тащить украинские флаги на митинги протеста в российские города теперь не с руки – украинский переворот отталкивает. В глазах подавляющего большинства россиян он ассоциируется с русофобией, гражданской войной, неонацизмом, сожжением людей в Одессе, убийствами в Донбассе, потоками беженцев… Митингующие в Москве набрасываются на украинские флаги, не желая иметь ничего общего с теми, кто приходит помитинговать «за Украину».
Ещё недавно украинская символика на шествиях российской оппозиции поддерживалась. Теперь этого нет; народ на улицы под майданные лозунги не выманишь – ещё и растеряешь тех, кто есть; стоит лишь поинтересоваться, чей Крым. Сложная задача перед московскими «революционерами»: не заляпать «белые одежды» сине-жёлтым и красно-чёрным. Только не выходит – ведь майданные методички никто «под Россию» не переписывал. Оттого и получается «как на Украине». В Воронеже кучка местных оппозиционеров выходит поддержать «честные выборы»… в Московскую думу, а в Москве пришли на такие выборы в прошлый раз всего примерно 20% избирателей.
В Воронеже штаб Навального переживает за честность выборов в Мосгордуму, 2019 год
Или оказывается, что «звезда московских протестов», читающая охранителям Конституцию РФ, тоже «не местная», не из Москвы и вообще не достигла избирательного возраста (как и многие украинские #онижедети).
Несовершеннолетняя «активистка» не из Москвы делает картинку для прессы, Москва, 2019 год
Украинская девушка позирует на фоне силовиков, Киев, на рубеже 2013-2014 годов.
В Киеве тоже упирали на «мирный протест», но февральский переворот 2014 года с расстрелом нескольких десятков людей («небесная сотня») извратил слово «мир» так, что в устах российских оппозиционеров разговоры о «мирном шествии» звучат зловеще.
Ещё одна «звезда протестов» разрывается между Associated Press, National Public Radio, Les Echos – все просят интервью; в Америке и Европе, как в Воронеже, публику беспокоит судьба Мосгордумы!
Взволнованы поляки, поддержавшие украинский майдан. «Хаотическая демократия на Украине, где люди отдают власть то тирану, то коррумпированному олигарху, то случайному актёру» видится в Польше меньшей проблемой, чем российская власть, пишет Gazeta Wyborczа. И вещают, что Россия должна пойти по украинскому пути (!) либо «ей останется только разворачиваться в сторону Средней Азии». Мол, украинский хаос, рассуждают поляки, может «отрегулировать себя сам».
А британская The Times уверяет: хотя в 12-миллионной Москве переломный момент не наступил, «протестные настроения распространяются» и Навальный думает о том, как «связать растущее разочарование москвичей из числа среднего класса с миллионами малоимущих, недовольных отсутствием роста заработной платы и пенсий». Всё «как на Украине»: ставится задача меньшинству подмять под себя большинство; это меньшинство западная пресса называет «растущим сегментом общества». И митингующие исходят из того, что они суть большинство – во всяком случае, в столице.
«Следующим крупным сражением будут выборы в Государственную думу в 2021 году», – сообщает The Times. К ним готовят стратегию «воссоединения» сытого московского среднего класса и малоимущих россиян. Вспомним, как на киевском майдане раздавали горы бесплатной еды и одежды, привлекая бомжей, нищих и тех, кто приезжал подзаработать на протестах.
И пускай митингующие москвичи сторонятся украинских флагов, они соскальзывают туда, куда и «революционеры гидности». Даже лозунги в социальных сетях те же. Соскальзывают – и шарахаются: «Мы – не оранжевая зараза». Аркадий Бабченко, рассчитывавший на братание московских митингующих с украинскими «братьями по майдану», зло пишет московским оппозиционерам из Киева: «Не дай бог что-нибудь сине-жёлтое увидеть. Не дай бог. Трусы ещё у себя проверьте. Вдруг они синие с желтой надписью? Съешьте немедленно. Пока никто не увидел. Пятьдесят тысяч человек. Четыре дивизии. Поблеяли в загоне, сорвали флаги Украины и разошлись».
Так и получается: украинский пример не вдохновляет, отталкивает, но российской «несистемной» оппозиции сложно найти ему замену. Шарахаются от «заразы», но скользят по той же украинской дорожке.
Заглавное фото: ПолитНавигатор