День воли в Белоруссии

Стратегия США по устранению Лукашенко от власти – фундаментальные основы (I)

Демократизация в духе «цветных революций»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В последнее время в многолетней политике США по бойкотированию президента Белоруссии А. Лукашенко как «последнего диктатора в Европе» произошли некоторые изменения. По понятным причинам они вызвали в Минске определённый прилив оптимизма. Сначала в белорусскую столицу начиная примерно с 2016 г. зачастили известные (в основном одни и те же) эксперты-кремленологи, специалисты преимущественно по военно-стратегической проблематике. Одним из первых был помощник замминистра обороны США Майкл Карпентер, принятый, вопреки всем протоколам, по самому высшему разряду президентом Беларуси.

А. Лукашенко и М. Карпентер

А. Лукашенко и М. Карпентер

Затем в 2018 г. белорусского лидера посетил молодой, но уже известный тем, что он является автором новой доктрины активизации политики США в Восточной Европе, замгоссекретаря Уэсс Митчелл.

А. Лукашенко и У. Митчелл

А. Лукашенко и У. Митчелл

И, наконец, кульминация: в конце августа 2019 г. на переговоры с Лукашенко прибыл один из тяжеловесов американской политики – помощник президента Трампа по национальной безопасности Джон Болтон.

А. Лукашенко и Дж. Болтон

А. Лукашенко и Дж. Болтон

Казалось бы, вот он долгожданный прорыв унизительной блокады и триумф многовекторной политики, которую так старательно разыгрывало окружение Лукашенко в последние годы. Впору радоваться, что в Вашингтоне, наконец, осознали отсутствие альтернативы действующим белорусским властям и поняли необходимость договариваться по всем беспокоящим Соединённые Штаты вопросам именно с ними. Однако что-то подсказывает: и главная цель Белого дома в отношении отрыва Белоруссии от России, и предпочтения американцев касательно персонального состава руководителей в Минске остаются неизменными.

Просто стратегия США по устранению Лукашенко от власти перешла на качественно иной уровень.

Вся та команда с американской стороны, которая сумела за последние годы «оседлать» диалог с Минском, от Митчелла до Болтона, вообще не имела никаких полномочий по нормализации отношений с Белоруссией ни от администрации, ни от Конгресса. И удивляться тому, почему вслед за многообещающими, казалось бы, переговорами все уступки шли лишь с одной стороны – белорусской, и не сопровождались уступками американцев, не приходится. Да уступки со стороны США вообще никто не планировал!

По существу, Минск «осваивали» представители не «нормализационной», а всё той же «расстрельной» команды, заточенной под методику современной гибридной войны в стиле 2.0. То, что главные протагонисты Митчелл и Болтон за свой вызывающе «ястребиный» нрав отправлены в отставку, сути дела не меняет. Остальные члены команды по-прежнему – на удивление – желанные гости в Минске. А главное, разработанные этой командой установки и методики трансформации политики Белоруссии и правящего в ней режима остаются в силе.

Как это делалось у соседей

Как это делалось у соседей

Посмотрим на основные нормативные и доктринальные документы, которыми определяется санкционная политика США в отношении Беларуси. На правовом уровне она регулируется двумя законодательными постановлениями Конгресса: Актом о демократии в Беларуси 2004 г. и Актом о демократии и правах человека 2011 г. В обоих документах отчётливо прослеживается курс на смену власти в Беларуси, в основном посредством организации выступлений протеста в духе популярных тогда «цветных революций». Тогда же была принята «дорожная карта» по воздействию на Белоруссию, которая в силу её особого цинизма формально была прикрыта авторством экспертного сообщества США. Среди большого числа авторов этой стратегии, отобранных, как подчёркивалось, на двухпартийной основе, были как отставные, так и действующие чиновники. При принятии 23 сентября 2011 года этого официозного документа (он называется «Демократические перемены в Беларуси: рамки для действий») присутствовали высокопоставленные представители администрации президента Обамы и даже первый заместитель министра иностранных дел Польши Кшиштоф Становски. Сопредседателями авторского коллектива были директор Центра анализа европейской политики (CEPA), а в последующем замгоссекретаря по Европе и Евразии Уэсс Митчелл и бывший замгоссекретаря по правам человека и демократии, а затем директор Freedom House Дэвид Крамер.

При представлении доклада Митчелл говорил о Лукашенко как о «белорусском диктаторе», в отношении которого должна проводиться «энергичная трансатлантическая политика, которая могла бы помочь осуществить реальные демократические изменения в Беларуси». Крамер высказался ещё более определённо: «Жестокая диктатура на пороге ЕС неприемлема… Куда уйдет Лукашенко? Это его проблема».

 

Дэвид Крамер

Дэвид Крамер

Белорусская оппозиция тогда с уверенностью заключила: «Доклад последовательно проводит мысль, что реформы в Беларуси могут наступить только после того, как президент Александр Лукашенко будет отодвинут от власти, и исключает диалог с действующей властью как путь к изменениям в сторону демократии и рыночной экономики».

На радость местным противникам Лукашенко документ содержал обширную программу мер по их материальной, информационной и иной поддержке в духе демократии улицы. Но, видимо, уже в тот момент авторы «белорусской стратегии» сомневались, что удастся склонить на свою сторону широкие массы, а потому высказывали идеи и об иной работе – более скрытой, направленной на белорусские элиты, включая окружение Лукашенко.

Планом предполагалось по-прежнему ограничивать Минск в финансах, но подготовить существенные резервы, для того чтобы быстро «влить» их в «постлукашенковскую Белоруссию» и сделать ожидание такой трансформации желанной целью для элит. Хотя будущих лидеров намечалось «выращивать» в основном из оппозиционеров, уже тогда высказывалось предположение о вполне возможном «изменении статус-кво в стране в результате импульсов из окружения Лукашенко». Подчёркивалось, что на Западе «должны быть готовы к такому сценарию и определить наилучшие методы воздействия на эти элиты». Указывалось также, что ещё до начала «оранжевой революции» на Украине в 2004 году Западу удалось установить прочные связи с украинскими силовиками из разведки и вооружённых сил. Активизация этих контактов признавалась принципиально важной для последующего развития украинских событий. Доклад констатировал, что таких «агентов перемен» в Белоруссии недостаточно. Соответственно, ставилась задача ликвидировать недостаток. Отметим, что работа с украинскими силовиками велась американцами и посредством особой «игры с Януковичем», когда, надеясь на признательность американской стороны, украинский президент открывал для США прямые каналы связи с СБУ и ВС Украины. То есть прецедент уже существовал.

Авторы документа «Демократические перемены в Беларуси: рамки для действий» советовали обратить внимание как на кадровый резерв на уволенных за последнее время из органов белорусской власти и потому ею недовольных. Главной целью всей этой работы ставились «поиски альтернативы Лукашенко и существующему положению». Запад должен стремиться не к «приручению Лукашенко», а к освобождению от него. «Окружение Лукашенко должно понимать, что лишь после его ухода перед ними откроется светлое будущее».

И вот в 2018 году один из главных авторов этой «революционной платформы» Уэсс Митчелл уже в качестве замгоссекретаря прибывает в тоге «нормализатора» отношений США и Белоруссии в Минск и встречается с белорусским президентом. Он, что, передумал смещать Лукашенко и «переобулся в полёте»? Известный белорусский оппозиционер, подвизающийся на «Радио "Свобода"», Павел Усов в это не верит и считает, что поездка Митчелла – зондаж. А соавтор Митчелла по докладу о «демократических переменах» в Беларуси Дэвид Крамер знает об этом наверняка и потому с уверенностью заявляет, что «Уэсс адресовался к стране Беларуси, а не к Лукашенко».

То есть от прежних разработок никто не отказался. В них просто по-иному расставили акценты – от неэффективной в условиях Белоруссии ориентации на массы к концентрации внимания на работе с элитами и окружением президента. А как можно адресоваться к этим аудиториям, особенно из числа силовиков, если не с помощью самого Лукашенко?

(Окончание следует)