Владимир Зеленский в большой политике – человек ниоткуда, фантастическим образом ставший президентом Украины. В первые сто дней своего правления он крайне редко демонстрировал задатки сильного, решительного лидера, во всех его действиях чувствовалась не просто осторожность, а неуверенность. Однако всё феерически изменилось 29 августа, когда собралась новая Верховная рада, где президентская партия имеет 254 мандата при необходимых для абсолютного большинства 226.
И тут мы увидели совсем другого Зеленского – политика, использующего напор и натиск, решительного, с авторитарными замашками. На первом же заседании парламента были решены практически все кадровые вопросы, и Рада перешла к законопроектам, изменяющим баланс полномочий в государстве в пользу президента.
Был принят в первом чтении ряд поправок к конституции. Прежде всего, законопроект о праве президента создавать регулятивные органы и назначать глав Государственного бюро расследований (ГБР) и Национального антикоррупционного бюро (НАБУ). Это структуры, созданные по американским разработкам и под эгидой посольства США для «борьбы с коррупцией» (на самом деле – чтобы держать украинских политиков на коротком поводке). Изменение процедуры назначения их руководителей выводит их в прямое подчинение президенту, а право создавать регулятивные органы позволяет контролировать все сферы жизни страны, накладывать штрафы, разрешать или запрещать сделки и т. д.
Налицо усиление контроля за депутатами с помощью законопроектов об уменьшении состава Рады до 300 человек и закрепления пропорциональной системы, о законодательной инициативе народа, о снятии депутатской неприкосновенности. В том же ключе работает законопроект о дополнительных основаниях для лишения депутатских полномочий. Речь идёт о наказании за прогулы заседаний Рады и неличное голосование.
Подан законопроект, в соответствии с которым национальная гвардия (50 тысяч человек, имеющих на вооружении танки, бронемашины, артиллерию, транспортно-десантную авиацию) выводится из системы МВД и подчиняется непосредственно президенту. Поговаривают, что возможности Арсена Авакова будут скоро сведены почти к нулю.
Ещё более значимо давление на оппозицию. В Раду внесены проекты решений о смене состава Центральной избирательной комиссии и изменениях в регламент парламента. Полномочия действующего состава ЦИК ещё не истекли, но новой власти нужна такая комиссия, которая не поддастся давлению оппозиции. Делается это с прицелом на местные выборы, которые должны состояться через год, но их могут перенести и на более близкий срок – пока власть не растеряла кредит доверия, надо спешить.
А в регламент парламента введены всего две поправки, но зато какие! Раньше поправку к закону мог внести каждый депутат, теперь для этого нужно 150 депутатов. Точно так же нельзя зарегистрировать альтернативный законопроект без 150 подписей. А оппонентам «Слуги народа» 150 голосов не собрать никогда. То есть оппозицию в Раде обессилили, а саму Раду окончательно превратили в «бешеный принтер», который будет автоматически штамповать исходящие с Банковой решения.
Разворачивается административное давление на оппозицию.
Прежде всего, на партию «Оппозиционная платформа – За Жизнь». В интервью, посвящённом ста дням своего пребывания у власти, Зеленский сказал: «Партия господина Медведчука... Там еще есть большие вопросы, его ли это партия. И кто они такие... Есть большие вопросы, откуда у них деньги…»
Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания принял решение обратиться в суд с иском о лишении лицензии телеканала NewsOne, который связывают с Виктором Медведчуком. Одновременно депутаты из фракций «Слуги народа» и «Голоса» (Вакарчук) предложили создать Временную следственную комиссию для расследования обстоятельств смены собственника телеканалов NewsOne, 112, Zik и их «пророссийской направленности». Следственная комиссия должна проверить обстоятельства приобретения, источников оплаты во время смены владельцев каналов, а также участие каналов в «информационных операциях, направленных на подрыв обороноспособности государства». Так что скоро начнётся.
Что касается другого крыла оппозиции, то расследования относительно коррупционных деяний Порошенко и его окружения открываются одно за другим. 10 сентября генпрокурор Рябошапка заявил, что намерен подать в Верховную раду постановление о снятии депутатского иммунитета с нескольких депутатов, в том числе с Порошенко, не дожидаясь 1 января, когда перестанет действовать депутатская неприкосновенность.
Если вынести за скобки политическую и моральную стороны дела, в действиях новой власти просматривается рука мастера: все кадровые и правовые решения были подготовлены и приняты очень быстро. А свежеиспечённые «слуги народа» из свадебных фотографов пока слабо понимают, куда они попали; они служат в Раде безотказной машиной для голосования.
Однако есть понимание того, что так может быть не всегда. А потому надо спешить. Надо успеть расставить своих людей на ключевые места и принять самые важные законопроекты.
Что всё это значит? Чудесное превращение вчерашнего шоумена Зеленского в сильного управленца? Остановимся, однако, на сообщении офиса президента, появившемся вечером 10 сентября: «Президент Украины Владимир Зеленский встретился с бизнесменом, экс-председателем Днепропетровской ОГА Игорем Коломойским. В офисе президента они обсудили вопросы ведения бизнеса в Украине. Также речь шла об энергетической сфере. Напоминается, что в июне во время форума "Диалог бизнеса и власти" Владимир Зеленский призвал предпринимателей инвестировать в восстановление инфраструктуры Донбасса. Кроме того, он обратился к представителям крупного бизнеса с просьбой помогать государству в решении социальных проблем».
Вроде бы ничего необычного, но взглянем на фотографию. Во главе стола президент, а с ним во встрече с Коломойским участвуют: глава президентского офиса Андрей Богдан, премьер-министр Алексей Гончарук, министр энергетики Алексей Оржель. Высокий уровень! Перед чиновниками, включая президента, планшеты с листами для записей, какие делают подчинённые на совещании у начальства, а перед вальяжным Коломойским – только пепельница (в кабинете некурящего президента!). Вполне вероятно, что композиция фото срежессирована.
Коломойский, ранее отрицавший своё влияние на президента и правительство, решил, что играть в прятки уже ни к чему. Пришло время показать, кто в доме хозяин и рукой какого мастера новая власть делает свои ходы. В соседней Молдове, когда там властвовал Плахотнюк, это называлось «захватом государства». Лично для «молдавского Коломойского» это плохо кончилось…