В Афинах на днях обнародовано решение министерства образования, отменяющее практику греческих школ вести учёт вероисповедания учеников и включать графу с указанием веры учеников в школьные дипломы.
Как сообщила афинская газета Кatimerini (καθημερινη.gr, 17.09.19), министр образования Ники Керамеус заявила, что целью министерства было «постоянно создавать благоприятную среду для обучения», которая «борется со всеми видами дискриминации и уважает религиозные убеждения». Это ещё один шаг греческих властей к демонтажу в законодательных актах особого статуса Православия, которое в Греции является государственной религией.
Решение министерства принято после прихода к власти правительства партии «Новая демократия», которая, будучи в оппозиции, критиковала прежний кабинет левых радикалов из партии СИРИЗА за действия, направленные на отделение церкви от государства. При прежних властях из греческих вузов и госучреждений стали убирать иконы и кресты, в школах отменили обязательную утреннюю молитву и заменили преподавание Закона Божьего на ознакомительный курс по основам мировых религий. Однако особое возмущение православных греков вызвало решение подконтрольного СИРИЗА парламента, узаконившего в 2015 году однополые «браки». Теперь эту линию продолжает партия «Новая демократия»…
Греция – особая страна, где статус Православия закреплён в Основном законе государства. Совершенно особую роль играет Святая гора Афон на севере Эллады – мировой оплот Православия, земной Удел Пресвятой Богородицы. Там расположены 20 православных монастырей, среди которых есть и русская обитель Святого Пантелеимона (её неоднократно посещал В. Путин). И после вступления Греции в Евросоюз в стране развернулось наступление на Православие.
Активизировалось наступление с приходом к власти правительства Алексиса Ципраса. Это был первый греческим премьер, который объявил себя атеистом, и, вступая на пост главы правительства, отказался принести присягу на Библии.
СИРИЗА – пёстрое объединение из бывших коммунистов, левых радикалов и троцкистов, прорвалась к власти в 2015 году, когда в Греции разразился острейший финансовый и экономический кризис. Ципрас обещал дать отпор алчным банкирам, диктату ЕС и МВФ, которые требовали от Эллады принятия мер жёсткой экономии, сокращения пенсий, зарплат, социальных пособий и т. п. Партия Ципраса победила на выборах, но её обещания остались невыполненными.
Ципрас и архиепископ Афинский и всей Греции Иероним согласовали условия отделения Церкви от государства в рамках конституционной реформы. Суть перемен состоит, в частности, в том, что священники не будут больше иметь статус государственных служащих и государство больше не будет платить им зарплату. Однако Святой союз священнослужителей Греции (ISKE) не признал это соглашение и потребовал его отмены. Священники сочли, что их предали и заявили, что их «противодействие будет массовым и беспрецедентным в истории Греции».
К 2015 году наметилось некоторое сближение между Россией и Грецией. Специальный советник премьер-министра Димитриос Веланис говорил автору этих строк, что две страны могут успешно сотрудничать в экономической области; стали даже появляться статьи о том, что Греция может выйти из НАТО. И тут в Афинах появился новый посол США Джеффри Пайетт, которого перевели сюда из Киева...
Пайетт взял резкий старт. Он начал навещать греческих иерархов и патриарха Варфоломея, ездил на Афон, побывал в Ватопедском монастыре… И наживка клюнула. В октябре 2018 года в Вашингтон отправился настоятель Ватопедского монастыря на Афоне архимандрит Ефрем. Там он встретился с должностными лицами Госдепартамента США – Евгением Фишелем, начальником отдела Бюро разведки и исследований Государственного департамента; Аароном Уэссом Митчеллом, помощником госсекретаря по европейским и евразийским делам; Джорджем Кентом, заместителем помощника госсекретаря США по Европе. Состав собеседников отца архимандрита говорит сам за себя.
Встреча архимандрита Ефрема и американских официальных лиц была посвящена вопросам, касающимся Греческой церкви и Экуменического патриархата. Начальник отдела Бюро разведки и исследований Государственного департамента США особенно интересовался российским присутствием на Афоне и влиянием Русской православной церкви на афонских монахов.
Джеффри Пайетт с игуменом Ефремом на Афоне
Посол США активно работает и с греческими церковными СМИ. В феврале сего года он встречался в Афинах с группой должностных лиц греческого церковного информагентства «Ромфея». Именно после этой встречи данное агентство распространило сведения о том, что якобы Священный Кинот – соборный орган управления Святой горы Афон – поддержал действия Константинопольского патриархата на Украине. Позднее в официальном сообщении Украинской православной церкви эта информация была опровергнута как ложная.
Джеффри Пайетт с греческими журналистами «Ромфея»
Не исключено, что именно Пайетту удалось спровоцировать скандал, который вспыхнул между Грецией и Россией, когда Афины выслали из Салоник двух российских представителей. В их числе оказался заместитель председателя Греческого отделения Императорского православного палестинского общества Алексей Попов, бывший генконсул России в Салониках. Затем начались трудности с получением виз на Афон у российских священников. Так, консульский отдел посольства Греции отказал в шенгенской визе управляющему делами Московской патриархии, митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию. Стали возникать проблемы с получением виз «диамартирион» для посещения Афона и у других русских священников.
15 апреля 1994 года в греческом бюллетене Союза учёных в защиту афонского монашества «Страж Афона» был опубликован текст документа под названием «Операция “Джованни Векко”», разработанного Ватиканом. «Джованни Векко» – итальянский вариант имени Константинопольского патриарха Иоанна Векка (1275-1282), который в 1280 году пытался принудить афонских иноков принять унию под угрозой физической расправы с несогласными. Когда вооружённый отряд папистов не добился от монахов монастыря Зограф согласия на принятие унии, башня, в которой заперлись монахи, была обложена хворостом, и 26 иноков во главе с игуменом были сожжены живьём.
В опубликованном документе есть глава «Великий секрет операции “Джованни Векко”», которая много проясняет. «Эта информация, – говорится в документе, – исходит из двух иностранных разведывательных служб, и она должна заинтересовать каждого христианина и честного человека». Планируется превратить территорию Святой горы в «археологическую территорию», а из монастырей сделать музеи или гостиницы, где монахи стали бы работать гидами. Предполагается построить дороги, открыть рестораны, бары, дискотеки, создать казино, чтобы «обеспечить приятное пребывания для туристов и ученых», а также отменить вековой запрет на пребывание на Афоне женщин. «Церковь Москвы, – говорится далее в документе, – готовит целый план противодействия этим проектам». А потому «все клирики Афона, все симпатизирующие России, Сербии, Болгарии и другим православным мракобесам, придерживающимся юлианского календаря, должны быть удалены с Афона, даже и принудительно». Над этим и работает Джеффри Пайетт.
Россия многие годы была главным защитником православных монастырей на Афоне. При господстве османов монастыри не разрушили только из опасений гнева русских царей, а до 1917 года царское правительство ежегодно переводило для поддержки афонских иноков 100 тысяч рублей золотом. Только с приходом к власти правительства Керенского помощь была прекращена…
Сохранение такого духовного центра, как Афон, имеет огромное значение не только для Греции, но и для России. Сюда уходят многие корни русской культуры. Вырвать их – давний план мировой закулисы. Вокруг этого и идёт сейчас борьба.