,Генеральный директор Национальной библиотеки Польши Томаш Маковский передал в торжественной обстановке львовской Национальной библиотеке им. Стефаника в лице её директора Василия Ферштея 4 терабайта оцифрованных копий архивов основоположника украинского интегрального национализма (украинского фашизма) Дмитрия Донцова и документов о деятельности украинских сечевых стрельцов.
Передача прошла на основании соглашения, подписанного в 2018 г. между Польским институтом национальной памяти и украинскими архивными службами в Одессе, Виннице и Хмельницком. Украина обязалась передать Польше документы касательно т. н. «польской операции» НКВД 1937-1938 гг. Взамен поляки передают Украине архивы украинских националистических организаций.
Можно говорить об идеологическом сговоре Киева и Варшавы. Известно, насколько фривольно польская сторона обращается с архивными данными, используя их для сочинения мифов о повальных репрессиях против поляков в Советском Союзе. «Польская операция» НКВД была проведена в связи с бурной активностью польской разведки в СССР и её контактах со спецслужбами нацистской Германии, фашистской Италии и милитаристской Японии. Это признаётся даже некоторыми польскими исследователями.
Доставка Польшей на Украину архивов националистических группировок и их лидеров – это обеспечение киевского режима дополнительным идеологическим инструментарием для пропаганды межнациональной ненависти. В Польше прекрасно осведомлены о том, кто такой Донцов. В 1920-х он находился в Польше в политической эмиграции, и в Польше издавались его человеконенавистнические опусы.
Вот некоторые цитаты из его работ: «Будьте агрессорами и захватчиками, прежде чем стать властителями и обладателями… Общечеловеческой правды не существует», «Украинская идея желает вступить в борьбу с другими за властвование… идеалом является экспансия».
Донцов симпатизировал Гитлеру и Муссолини, перевёл на украинский «Майн кампф». В статье «Дух времени» он делит украинцев на касты – малочисленную высшую (националистическую) и многочисленную низшую, не способную понять важность национализма. Вторую он называет «упряжным скотом, который идёт, куда ему указано» и призывает к осуществлению над ней «творческого насилия»: «Не является пороком предводителя, если порой он будет вынужден спустить гнилую кровь… чтобы заставить разбушевавшуюся стихию смиренно склонить голову».
В 1920-1940-х взгляды Донцова лягут в основу идеологии ОУН-УПА (запрещена в РФ). Польше аукнется кровью её заигрывание с украинским национализмом (Волынская резня 1943 года). Теперь ядом донцовщины Варшава делится с Украиной, заранее понимая, что мира и согласия это Украине не принесёт.
Соб. корр. ФСК