Сто лет назад, летом – осенью 1919 года, на Дальнем Востоке разгорелись партизанские действия против американских оккупантов, присоединившихся к иностранной интервенции в Советскую Россию в 1918 году. Тогда окраины терзаемой гражданской войной страны чем-то походили на Ирак 2004 года, оккупированный войсками международной коалиции.
В Россию вторглись воинские контингенты сразу 14 государств, и самый многочисленный из них (американцы, японцы, англичане, канадцы, китайцы) высадился на Дальнем Востоке. Численность иностранных военных на Дальнем Востоке достигла 100 тыс. человек. Всего в 1917-1919 годах на территории бывшей Российской империи высадилось более 1 миллиона иностранных интервентов.
Причины высадки американских войск излагались в секретном письме, которое на ж/д станции в Канзас-Сити передал командующему американским экспедиционным корпусом «Сибирь» генералу Уильяму Грейвсу (William S. Graves) военный министр в администрации президента Вудро Вильсона Ньютон Бейкер: создать на Дальнем Востоке возможность для избрания нового правительства, защитить американские инвестиции в России, в том числе безопасность хранения арсенала оружия на $1 млрд., поставленного из США царской России и застрявшего на складах вдоль Транссибирской железной дороги от Владивостока до Пензы. Наконец, помочь 40-тысячному Чехословацкому легиону выехать из России для переброски на Восточный фронт, чтобы развернуть наступление немцев с запада на восток.
Расстрелянные белочехами красноармейцы
Держать чехословаков в России американцы собирались столько, сколько было нужно для захвата ими городов вдоль Транссиба, где установилась советская власть. Чехословацкий легион отличился в России казнями мирных жителей и грабежами. Были захвачены Пенза, Челябинск, Курган, Омск, Новониколаевск, Барнаул, Томск, Мариинск, Канск, Владивосток. Генерал-лейтенант армии Колчака Александр Будберг докладывал, что легионеры везли за собой 600 вагонов награбленного имущества.
В декабре 1918 года государственный департамент США одобрил программу экономического освоения российских территорий. Планировалось в течение 3-4 месяцев вывезти в США 200 тыс. тонн товаров и сырья. На сайте Национального архива США указывается, что президентом Вудро Вильсоном двигало стремление к продвижению демократии, к «самоопределению» Дальнего Востока и защите интересов американского капитала
Те же самые мотивы заставляют американцев и в наши дни вторгаться в Югославию, Ирак, Сирию…
15 августа 1918 г. американские патрули взяли под контроль участки Транссиба. Затем для обеспечения движения грузов с востока на запад две роты 27-го пехотного полка армии США и подразделения военной полиции заняли Верхнеудинск в Бурятии. Вскоре численность американского контингента в России достигла 8 тыс. человек. Генерал Грэйвс обратился к населению этих районов: «…призываем вас к сотрудничеству и предупреждаем, что не потерпим какого бы то ни было вмешательства в работу железной дороги».
Американцы на Дальнем Востоке. Надпись на фото: выдвигаемся в засаду на большевиков
Ещё до свержения Временного правительств американцы учредили с согласия Керенского Службу российских железных дорог (Russian Railway Service), которая должна была получить доступ к Транссибирской магистрали. Был сформирован Железнодорожный корпус (Russian Railway Service Corps), укомплектованный кадрами из США. В Россию этот корпус вошёл в марте 1918 г. с территории северного Китая, опасаясь национализации Транссиба большевиками.
Американские и японские интервенты были союзниками, но между ними шло негласное соперничество за обладание Дальним Востоком. Японских солдат здесь было больше, чем американских, – 70 тыс. Госсекретарь США Фрэнк Полк, протестуя против расширяющегося влияния японцев в регионе, заявил, что поддержка Вашингтоном тех или иных антисоветских сил имеет целью «позволить лояльным [к США] русским самим решать свои дела».
К тому времени на Дальнем Востоке вовсю шла партизанская война против интервентов. Партизанское движение в Приморье было централизовано и получило общее командование. 25 июня 1919 г. произошло событие, известное в Америке как сражение у деревни Романовка – красные партизаны атаковали американский гарнизон под Владивостоком. В первые минуты боя были убиты 19 американцев, потом ещё пятеро. Это были самые большие единовременные потери армии США за всё время интервенции. В тот же день партизаны атаковали подразделение 27-го пехотного полка. «Земля была усеяна окровавленными телами американских солдат…» – описывал сцену боя лейтенант Кендалл, прибывший к месту сражения с госпитальным поездом.
К тому времени англо-американцы потерпели поражение от красных отрядов в другом конце страны, в боях за Шенкурск (Архангельская обл.) и за Мурманскую железную дорогу. Наркомат иностранных дел РСФСР выразил протест в связи с действиями английских, американских и французских войск, но Лондон, Вашингтон и Париж протест проигнорировали.
На острове Мудьюг в Белом море интервенты открыли концлагерь для русских. Мудьюг прозвали Островом Смерти. Туда сажали всех, заподозренных в неприятии интервенции. В 1958 г. на Мудьюге возвели 24-метровую стелу в память о 1242 арестантах, содержавшихся в нечеловеческих условиях. 23 из них расстреляли, 310 умерли от болезней и издевательств, 150 остались инвалидами. Всего на Русском Севере через застенки интервентов прошли 25 тыс. граждан молодой советской республики, 4 тыс. погибли.
За время интервенции армия США потеряла убитыми и умершими от ран и болезней почти 400 человек, около 200 из них – в Сибири и на Дальнем Востоке. Эти потери вызвали в США протесты общественных организаций и части конгрессменов, и в апреле 1920 г. американские солдаты покинули Россию.
В городе Троя, штат Мичиган на кладбище американских солдат из подразделения «Полярные медведи», погибших в России, водружён памятник – белый медведь, под ним каска и крест. До 1983 года здесь проходили встречи бывших однополчан-интервентов.