Новое правительство Армении, которое получило карт-бланш на проведение реформ, не спешит их проводить. Причина этого – опасения премьер-министра потерять популярность, считает интернет-издание Eurasianet, освещающее события на постсоветском пространстве.
«Новое правительство Армении, придя к власти на волне самопровозглашённой «революции» в прошлом году, стало на удивление осторожно вести свою политику. Сторонники правительства сетуют, что новые власти кажутся неспособными на решительные шаги. А обещанные законодательные реформы в судебной, налоговой и других сферах идут гораздо медленнее, чем ожидалось», – пишет издание.
По мнению авторов статьи Джошуа Кучера (Joshua Kucera) и Ани Меджлумян (Ani Mejlumyan), Пашинян – один из самых популярных политических лидеров в новейшей истории Армении, народ поверил его обещаниям избавить страну от коррупции. Однако он не спешит проводить болезненные реформы.
«Больше всего он беспокоится за свою популярность, и многие упущения, которые вы видите, произошли из-за этой озабоченности. Он боится сложных вопросов, которые общественность не поддержит. Но если ты хочешь реформ, тебе, к сожалению, придётся принимать непопулярные решения», – цитирует издание министерского чиновника на условиях анонимности.
А один из представителей неправительственных организаций, поддерживающих правительство, уверен, что премьер-министром движет страх потерять свою популярность. Однако, по его словам, людей больше всего волнует медленный темп реформ в стране, потому что они ждут реальных перемен.
Издание отмечает, что Пашинян доверяет лишь узкому кругу союзников – в основном членам его политической партии «Гражданский договор» и тем, кто принимал участие в акциях протеста, приведших его к власти.
«Вся революция была построена вокруг бренда Пашиняна. Он очень подозрительно относится к тем, кто не делал вместе с ним революцию, а пришёл позже. Это влияет на уровень доверия и личное общение между Пашиняном и некоторыми его министрами», – рассказал журналистам Eurasianet западный дипломат в Ереване на условиях анонимности.
Авторы приводят пример с судебной реформой, с которой начал свою деятельность Пашинян. Правительство инициировало ряд громких судебных процессов против бывших высокопоставленных чиновников, в частности экс-президента Роберта Кочаряна, представляя их как борьбу с коррупцией.
По мнению западного дипломата, все эти громкие судебные дела не являются комплексной антикоррупционной стратегией.
И только 10 октября министерством юстиции была начата большая программа судебных, избирательных и конституционных реформ. Между тем, эксперты уверяют, что время уже упущено.
В мае Международный республиканский институт провёл опрос, согласно которому более 60% респондентов заявили о том, что реформы должны проводиться быстро.
«Быстрые реформы означают проваленные реформы. В начале 90-х годов несколько блестящих и стратегически значимых реформ потерпели неудачу только по той причине, что их авторы решили и хотели как можно скорее внедрить их в Армении. И эти реформы до сих пор не стали реальностью, и до сих пор Армения несёт тяжелейшие последствия провала этих реформ», – прокомментировал Пашинян обнародованные результаты опроса.
Тем не менее, многие воспринимают медлительность не как осторожность, а как бездействие, подчёркивает Eurasianet, не указывая, кто эти «многие».
«В августе Пашинян объявил, что давно обсуждаемый проект золотого рудника было решено реализовать. Это вызвало протестную реакцию защитников окружающей среды, и Пашинян две недели спустя отступил от своего заявления. Судьба шахты снова повисла в воздухе. В июле правительство объявило о своём намерении ратифицировать Стамбульскую конвенцию – международное соглашение, направленное на защиту женщин от домашнего насилия. Но после того как социальные консерваторы, в том числе влиятельная церковь, публично выразили возражения, правительство тихо отложило ратификацию. С этим документом теперь тоже ничего не ясно», – говорится в статье.
Издание отмечает, что в правительстве не все согласны с такой осторожностью и хотели бы более решительных действий.
«Мы не можем продолжать проводить только те реформы, которые нравятся большинству людей, и получать за это похвалу. У нас есть международные обязательства», – цитирует Eurasianet ещё одного анонима, близкого к правительственным кругам.
Как всегда, западные «друзья Армении» (как и других постсоветских государств) поддерживают только тех правителей, которые решительно действуют, не считаясь с интересами людей и церкви. Пашинян в этом смысле начинает раздражать и тех, кто поддерживал «бархатную революцию» из-за рубежа, и тех, кто представляет интересы Запада в самой Армении. Опасения из-за возможной быстрой утраты собственной популярности в случае резвости в проведении необходимых западным кредиторам Армении реформ, болезненных для народа или просто противоречащих местным традициям и ценностям – вот, что движет Пашиняном.
Соб. корр. ФСК