Обсуждение перспектив начала переговоров о вступлении Албании и Северной Македонии в ЕС, проходившее 18 октября в Европейском совете, как известно, кончилось ничем.
Против начала переговоров по Албании выступили стразу четыре страны-члена Евросоюза – Нидерланды, Дания, Германия и Испания. Мотивировали они это тем, что реформы в Албании буксуют и страна далека от стандартов демократии. Ещё в мае Нидерланды направили в Еврокомиссию ноту с просьбой об отмене безвизового режима с Албанией, поскольку после либерализации въезда в ЕС граждан этого государства преступность в нидерландских городах заметно увеличилась, а упрощение таможенного сообщения между Албанией и Косово сделало ситуацию ещё хуже.
Франция выступила за изменение норм принятия новых стран в ЕС, раз действующим нормам две страны-соискательницы не соответствуют. В конце концов обсуждение вопроса было отложено до следующего года: то ли это будет апрель и Брюссель, то ли майский саммит ЕС – Западные Балканы в Загребе. Согласовать текст итогового документа из-за расхождения в позициях членам Евросовета не удалось. А Макрон предложил: раз Албания и Македония до членства не созрели, может быть, их устроит «стратегическое партнёрство» с Евросоюзом?
В Албании новость приняли без радости, хотя не очень удивились, а в Северной Македонии эти известия из Брюсселя спровоцировали скандал. Заговорили о скорой отставке местного премьера, лидера прозападных социал-демократов Зорана Заева. К премьерскому креслу Заев шёл под лозунгом евроинтеграции. Ради этого устроил в стране майдан, оттеснил находившихся у власти политиков из партии ВМРО-ДПМНЕ, не желавших договариваться ни с Болгарией, ни с Грецией, ни с албанской диаспорой. Ради «входного билета» в ЕС Заев пошёл на Преспанское соглашение с Грецией и согласился изменить название страны на «Северная Македония» – под одобрение Запада и неприятие большой части народа.
«Мы выполнили свои обязательства, – нервничал Заев, узнав решение Европейского совета. – …То, что в ответ на это дал нам ЕС, является исторической ошибкой… Я зол и разочарован. Лично воспринимаю вердикт Евросоюза как плохой и несправедливый… Для нашей страны нет иного выбора, кроме полного членства в ЕС!»
Бурные эмоции вызвало решение Евросовета по Северной Македонии в Болгарии. «Пусть они (македонцы. – А.Т.) перестанут играть с прошлым и сосредоточатся на будущем, чтобы мы могли вместе быть в Евросоюзе, – заявил болгарский премьер Бойко Борисов. – Иначе частью их новейшей истории может стать тот факт, что 27 стран поддержат их вступление в ЕС, а Болгария – заблокирует!»
В преддверии заседания Евросовета София выставила перед Скопье ряд ультимативных условий, без выполнения которых северомакедонцам пришлось бы окончательно попрощаться с мечтами о евроинтеграции: Северная Македония должна перестать поддерживать македонскую диаспору в Болгарии (болгары считают, что македонцев в природе не существует, что на самом деле это тоже болгары), удалить с табличек в памятных местах любые формулировки, осуждающие болгар, отказаться от политики «разжигания ненависти» к Болгарии, начать реабилитацию «жертв югославских репрессий» (в СФРЮ преследовались те жители Македонии, которые сохранили болгарское самосознание). Правда, буквально через неделю София вдруг сняла свои претензии.
«Это была большая ошибка, – прокомментировал решение Евросовета Бойко Борисов. – И теперь не стоит удивляться, если туда [в Северную Македонию и Албанию] придут джихадисты, влияние Турции, России, Китая или какой-либо другой страны в регионе возрастет. Если Европа не заинтересована в Северной Македонии и Албании, заинтересуются другие, там не будет пустоты».
Зоран Заев после провала в Брюсселе собрался в отставку и заявил о досрочных выборах, проведя консультации с представителями всех политических партий. Было решено, что премьер заявит об уходе 3 января, а досрочные выборы состоятся 13 апреля, хотя сам Заев настаивал на выборах уже в декабре текущего года.
Однако он, кажется, поспешил. Не успели улечься страсти в Евросовете, как пресс-секретарь Госдепартамента США Морган Ортагус сообщила о «разочаровании Вашингтона». По этому поводу представительница МИД России Мария Захарова отпустила колкую реплику, поинтересовавшись, где это США граничат с Албанией и Северной Македонией, что так рьяно лоббируют их евроинтеграцию. Затем Сенат США подавляющим большинством голосов одобрил протокол о присоединении Северной Македонии к НАТО. «Ждем с нетерпением возможности приветствовать Северную Македонию как 30-го члена НАТО», – прокомментировал решение сенаторов госсекретарь Майкл Помпео. После этого Заеву позвонил генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, сообщив, что Североатлантический альянс по-прежнему видит Северную Македонию в своих рядах. Воспрянувший духом Заев тут же откликнулся: «Решение ЕС отложить начало переговоров о членстве нашей страны не повлияет на другую ее стратегическую цель – членство в НАТО».
Североатлантический альянс и Европейский союз – организации-братья. Обычно страны Бакан «пропускают» через эти организации в таком порядке: сначала НАТО, потом Евросоюз. Хотя иногда до ЕС дело не доходит: достаточно закрепить территорию за военным блоком, как это было с Черногорией и Албанией. Вполне возможно, так поступят и с Северной Македонией.