В расследовании дела о катастрофе малайзийского рейса МН-17 возникла новая ситуация. Причиной стал немецкий гражданин Йозеф Реш (Josef Resch), владелец детективного бюро Wifka. Детектив был втянут в это дело в 2014 году, когда анонимный заказчик попросил его за вознаграждение найти людей, готовых сообщить о реальных мотивах и исполнителях преступления.
Задача детектива состояла лишь в том, чтобы распространить информацию о поисках такого человека и в случае его появления организовать ему встречу с заказчиком. В 2015 г. Реш смог выполнить поручение, о чём сообщил в интервью журналу «Шпигель».
По словам детектива, в 2015 г. на него вышел неизвестный, безупречно говоривший на немецком языке и пожелавший сообщить секретные данные, касающиеся катастрофы. Реш устроил ему встречу в своём доме с представителем заказчика и присутствовал при первой части беседы. Затем информатор и представитель заказчика уединились в отдельной комнате. После завершения встречи участники разошлись ко взаимному удовольствию.
Детектив ожидал, что полученные с его помощью данные кардинально изменят ход расследования. Однако этого не случилось. Сенсации не произошло, и международная группа JIT (Joint Investigation Team) продолжила обвинять в катастрофе донбасских ополченцев.
Это разочаровало Реша. Как стало ясно позже, он был в курсе свидетельской информации, хотя о способе её получения умалчивает. Некоторые из этих сведений Реш спрятал в банковской ячейке в Швейцарии и после этого приступил к действиям. Он направил в JIT письмо с выражением готовности поделиться имеющимися у него сенсационными данными. Однако сотрудничества не получилось. Интереса к его инициативе представители JIT не проявили, зато в адрес Реша стали поступать угрозы. Его банковская ячейка была вскрыта, и находившиеся в ней материалы пропали. Позже выяснилось, что они находятся в руках следователей JIT.
Поскольку материалам информатора не было дано хода в JIT, у детектива возникло подозрение, что кто-то «зачистил» свидетеля. Реш испугался, замолчал на 4 года и был забыт.
Однако в августе сего года он выступил с заявлением о том, что обладает секретными доказательствами по делу МН-17 и готов публично их передать заинтересованной стороне. Главным условием должна быть полная прозрачность передачи и присутствие на ней представителей международной прессы. JIT и другие службы оказалась не готовы к такому повороту событий. Их реакцию лучше всего демонстрирует переписка. Представитель Йозефа Реша адвокат А. Шлихтинг направил письмо премьер-министру Нидерландов М. Рютте, копии главе JIT Фреду Вестербеке и адвокату Европейского суда проф. Гимулле, в котором сообщил о роли его доверителя Йозефа Реша «в расследовании катастрофы МН-17 на Украине и сложившейся в результате личной ситуации».
Ответа на письмо адвоката не поступило. Тогда Шлихтинг написал новое обращение: «…мне как адвокату непонятно, почему следствие сначала проявило интерес к показаниям Реша, а затем внезапно и беспричинно оборвало с ним контакты… Хотел бы заметить, что после двухмесячной проволочки голландский коллега неожиданно отказался от сотрудничества, заявив, что материалы господина Реша, по его мнению, противоречат расследованиям JIT. Это обоснование шокировало г-на Реша. Его целью не являлась оценка процесса расследования, а лишь снабжение комиссии имеющимися материалами. Именно комиссия должна заниматься оценкой и проверкой расследования…»
Следствие упрямо не хотело вступать с детективом в контакт и принимать его сведения. Оно продолжало путать следы, и адвокат усилил напор. Он написал, что Реш мог бы дать пресс-конференцию, но только при условии защиты со стороны властей. Ответа снова не было, и адвокат пошёл дальше. 24 октября 2019 г. он направил письмо в Государственную прокуратуру Нидерландов и в Совет Безопасности ООН: «Уважаемые дамы и господа! По поручению моего доверителя Йозефа Реша я обращаюсь ко всем компетентным органам, включая Государственную прокуратуру Нидерландов, JIT, Совет Безопасности ООН и все СМИ, с которым мы ранее общались. От имени моего доверителя я сообщаю, что предоставляемые им возможности для оглашения доказательств по делу МН-17 никем не использовались. До установленного им срока – 19 октября 2019 г., никаких запросов, в том числе со стороны JIT, не поступало. Не проявило заинтересованности и малайзийское следствие. В связи с этим мы объявляем срок ожидания истекшим… С другими персонами, участвующими в этом деле, происходит нечто похожее. Так, в недавнем прошлом мой поручитель встречался в берлинском отеле «Кемпински» с адвокатом профессором Гимуллой, который защищает интересы нескольких родственников жертв катастрофы в Европейском суде. Господин Гимулла намеревался предложить Йозефа Реша в качестве свидетеля Европейскому суду, и, получив его согласие, сделал это. Однако вскоре проф. Гимулла сообщил господину Й. Решу, что его кандидатура была заблокирована голландскими представителями...»
Адвокат сделал вывод: «Серьезного интереса к установлению виновников катастрофы у официального расследования нет. Более того, доказательства скрываются». Дополнительно адвокат опубликовал свою переписку с JIT, в которой требовал вернуть его поручителю содержимое банковской ячейки, изъятой швейцарскими властями, но эти требования остались без ответа.
Одновременно следствие осуществило отвлекающий маневр. JIT сообщила в западную прессу, что якобы получила от украинской СБУ записи телефонных переговоров украинских сепаратистов с руководителями в Кремле, указывающие, что катастрофа замышлялась в Москве «на самом верху». Реагируя на эту новость, представитель МИД РФ М. Захарова заявила: «Они опубликовали несколько материалов, часть из которых подделана, а другая часть не подтверждена». Однако западные СМИ раскрутили «информацию», даже не задавшись вопросом, почему она более пяти лет не передавалась следствию.
Сейчас в отношениях Йозефа Реша и JIT установилась пауза, но вряд ли это надолго. Опубликованная детективом переписка не остались без внимания всех, кто заинтересован в установлении истины. Премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад уже заявлял, что «из России делают козла отпущения в катастрофе МН-17», и ставил вопрос об объективности расследования. Видимо, пассивное отношение следователей к обращениям Реша ещё найдет объяснение.
Не менее важно то, что Йозеф Реш вольно или невольно предоставил администрации США возможность организовать атаку на демократов – противников Трампа, учитывая, что разоблачения Реша касаются периода правления Барака Обамы. Остаётся лишь подождать, решится ли Трамп взорвать эту бомбу.