На завершившемся в Таиланде 35-м саммите АСЕАН в рамках Индо-Тихоокеанского бизнес-форума анонсирован запуск глобального инфраструктурного проекта Blue Dot Network («сеть голубых точек»), сообщает портал австралийского аналитического центра Lowy Institute. Участвуют в проекте США, Австралия и Япония.
Официальной целью проекта заявлено «продвижение высококачественных и надежных стандартов для развития глобальной инфраструктуры в Индо-Тихоокеанском регионе и во всем мире». [«Индо-Тихоокеанский регион» – относительно новая конструкция американской геополитической мысли, вытеснившая понятие об Азиатско-Тихоокеанском регионе. – Ред.].
Проект будут продвигать Американская корпорация зарубежных частных инвестиций (OPIC), Министерство иностранных дел и торговли Австралии (DFAT) и Японский банк международного сотрудничества (JBIC).
Основанная в 1971 году OPIC является американским правительственным агентством, «которое помогает американским компаниям инвестировать в развивающиеся рынки и продвигает приоритеты внешней политики и национальной безопасности США», сообщается на сайте организации.
Во главе OPIC – один из ведущих мировых экспертов по инвестициям Дэвид Бохиджан (David Bohigian). В совет директоров входят министр торговли США Уилбур Росс, руководитель USAID Марк Грин и заместитель госсекретаря США Джон Салливан.
Уилбур Росс
На брифинге в Бангкоке, представляя новую инициативу США, Уилбур Росс заявил, что «Индо-Тихоокеанский регион является наиболее значимым регионом для будущего Америки, администрация Трампа чрезвычайно заинтересована в этом регионе и полностью ему привержена».
По замыслу американских чиновников, Blue Dot Network должна стать всемирно признанной системой оценки и сертификации дорог, портов и мостов в основном в Индо-Тихоокеанском регионе. То есть Госдеп США будет ставить «печать одобрения» (seal of approval) лишь на те инфраструктурные проекты, которые устраивают американскую сторону, иронизирует обозреватель австралийского портала ABC News Макс Уолден. Роберт О'Брайен сравнил этот проект с ресторанным «Гидом Мишлен», в котором лучшие рестораны отмечены соответствующим их уровню числом звёзд. О'Брайен представил сеть Blue Dot как ответ на «дипломатию долговых ловушек» Китая.
Уилбур Росс обозначил главную цель запуска сети «Голубых точек» как «поддержку альтернатив хищническому [китайскому. – В.П.] кредитованию путем содействия иностранным инвестициям в проекты, одобренные консорциумом» (по сути – Госдепом США).
Несмотря на благие пожелания американских чиновников, аналитики в Азии и Австралии либо сомневаются в реалистичности этой программы, либо приписывают американцам совершенно иные цели.
Австралийские аналитики относятся к проекту с нескрываемой иронией. «Если у вас нет триллиона долларов, который можно вложить в конкретные проекты, остается лишь такой способ участия», – оценил Blue Dot Network Джеффри Уилсон, директор аналитического центра Perth USAsia Centre (Австралия).
И, действительно, инвестиционный портфель OPIC в $23 млрд по всем странам мира не сравним c инвестициями Китая в «Один пояс – один путь», составившими за пять последних лет $90 млрд.
Не слишком рады запуску американцами Blue Dot Network японцы, несмотря на то что в этом проекте участвует Японский банк международного сотрудничества (JBIC). Япония уже участвует в проекте Всестороннего регионального экономического партнёрства (Regional Comprehensive Economic Partnership, RCEP), охватывающем 10 государств-членов АСЕАН (Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины) и 6 государств, с которыми у АСЕАН подписаны соглашения о свободной торговле (Австралия, Индия, КНР, Новая Зеландия, Республика Корея и Япония).
Профессор Нисимура
Президент Института экономических исследований АСЕАН и Восточной Азии (Economic Research Institute for ASEAN and East Asia) профессор Хидетоши Нисимура в преддверии 35-го саммита АСЕАН по просьбе его организаторов подготовил доклад «Видение АСЕАН 2040: к более смелому и более сильному АСЕАН». В нем изложены перспективы развития регионального альянса, а RCEP назван «символом свободной торговли». Нисимура отмечает, что Япония и Китай как торговые партнёры «идеально дополняют друг друга», а также то, что для АСЕАН лучше всего подходит индонезийский проект «Перспектива АСЕАН в Индо-Тихоокеанском регионе» (ASEAN Outlook on the Indo-Pacific), ни словом не упоминая американский проект Blue Note Network.
Посетивший 35-й саммит АСЕАН известный аналитик, обозреватель Asia Times Пепе Эскобар отметил, что «в кулуарах саммита дипломаты стран Глобального Юга в неформальных контактах давали понять», что на них Blue Note Network впечатления не произвёл.
Участники саммита отдают себе отчёт, что Blue Dot Network – это своего рода «бизнес-расширение» (de facto business extension) на Индо-Тихоокеанский регион «Четырехстороннего диалога по безопасности» (Quadrilateral Security Dialogue, Quad) между США, Японией, Австралией и Индией. Причём не на основе мощной инвестиционной программы, а при помощи сомнительного механизма рейтингов, то есть «сертификации», устанавливающей «международные стандарты». При этом по умолчанию подразумевается, что «Один пояс – один путь» этим стандартам не соответствует. «Будут ли страны Глобального Юга обращать внимание на эти новые рейтинги – вопрос открытый», – иронизирует Пепе Эскобар. С ним согласен и Джеффри Уилсон: «Стандарты, установленные только тремя странами, вряд ли можно считать глобальными».
Индия к «сети голубых точек» не присоединилась, и с этой точки зрения Индо-Тихоокеанский регион выглядит усечённым.
«Проект Blue Dot Network призван противостоять Пекину и отвлечь внимание от провала торговой войны» США с Китаем, пишет японский деловой портал Nikkei Asian Review. Если ресторанный путеводитель «Гид Мишлен» отмечает действительно лучшие рестораны мира, то американская инициатива направлена на продвижение интересов США.
В любом случае одной из целей создания Blue Dot Network является противодействие китайскому проекту «Один пояс – один путь» (для начала в Азии и Африке). В рамках своей программы Китай предлагает развивающимся странам для инфраструктурных проектов миллиардные кредиты. Конкурировать с китайскими инвестиционными проектами США не могут. И вместо того чтобы попытаться приблизиться к масштабу инвестиций в китайских программах, США утверждают, что качество инвестиций в инфраструктуру так же важно, как и количество.
В целом такой асимметричный ответ США может оказать влияние на участие Глобального Юга в китайских инвестпроектах, но, скорее всего, это влияние будет ограниченным. Здесь тот случай, когда «размер имеет значение». Можно сколько угодно называть китайские инфраструктурные кредиты «долговой ловушкой», но это реальные деньги, а не рейтинговое сотрясание инвестиционной атмосферы.
«В конце концов, дорога есть дорога, построена ли она на деньги США или Китая. Однако создается впечатление, что китайцы готовы финансировать строительство инфраструктуры в Азии, а США – нет», – резюмирует дискуссию вокруг новой американской инициативы профессор Австралийского университета Питер Маккоули. И, скорее всего, он прав. Присутствие в Бангкоке второстепенных чиновников Госдепа США не смогло компенсировать отсутствие Дональда Трампа, отказ которого принять участие в саммите АСЕАН был воспринят как признак потери им интереса к региону.
Однако повышенный интерес к Юго-Восточной Азии есть у USAID – организации, которую ЦРУ употребляет в качестве «прокладки» для реализации своих проектов. По данным испанских СМИ, ЦРУ использует USAID для предоставления денежных средств и контрактов третьим сторонам, оказывающим содействие их операциям.
OPIC в настоящее время объединяется с USAID в рамках «Международной финансовой корпорации развития США (DFC), нового агентства по финансированию развития, которое соединит возможности OPIC и кредитного управления USAID при разработке инновационных финансовых продуктов для привлечения частного капитала в развивающиеся страны». Внимание этой новой прокладки ЦРУ будет сосредоточено не столько на собственных инвестиционных проектах, сколько на противодействии китайским инвестициям в ареал АСЕАН.
На фоне сокращающихся возможностей США по внешнему инвестированию их поворот к противодействию экономической экспансии Китая средствами стратегии непрямых действий вполне естественен. В Интернете и соцсетях уже появились американские ресурсы, жёстко критикующие китайские кредитные программы и в целом проект «Один пояс – один путь». Впрочем, в противоборстве с финансово более состоятельным Китаем методы информационной войны Америке вряд ли помогут.
Название проекта – Blue Dot – восходит к известной фразе астрофизика Карла Сагана, который на вопрос, на что похожа Земля на фотографии, сделанной космическим аппаратом «Вояджер-1», ответил: «На бледно-голубую точку». Нынешняя американская «голубая точка» вряд ли будет заметна на «Новом шёлковом пути» Китая.
Заглавное фото: Bangkok Post