Вечером в пятницу, 20 декабря, в центре Минска всё-таки состоялся митинг протеста против интеграции Белоруссии и России, несмотря на то что лидера оппозиции Павла Северинца предупредили в ГУВД о том, что он несёт ответственность за организацию несанкционированного массового мероприятия.
Оппозиционные интернет-СМИ сообщают о трёх тысячах митингующих, отмечая, что «такого количества участников не было со времени Марша рассерженных белорусов в 2017 году».
Впрочем, умеренно оппозиционное интернет-издание TUT.BY, публикуя репортаж с места событий, называет совсем другие цифры: «В начале акции насчитывалось около 600 человек, правозащитники в пик насчитали 1100. Спустя два часа на ней осталось около 300-450 человек».
Среди митингующих было слишком много представителей разнообразных СМИ, так же как и сотрудников милиции в штатском, к тому же рядом находится ёлка, возле которой гуляют родители с детьми – всё вместе это и создавало эффект массовости.
Из лидеров оппозиции на митинг пришли глава движения «За свободу» Юрий Губаревич, лидер Белорусского национального конгресса Николай Статкевич и сопредседатель оргкомитета партии «Белорусская христианская демократия» Павел Северинец.
«20 декабря выбрано не случайно, сегодня была встреча Лукашенко и Путина, которые согласовывали дорожные карты. Но, насколько стало известно, на сегодня этот вопрос не согласован. Но это ещё не значит, что сегодня до конца дня Александру Лукашенко не заломают руки»,
– стращал собравшихся Губаревич.
«Дорогие друзья, над нашей страной нависла угроза аннексии. Когда страна сталкивается с опасным врагом, она объединяется и превращается в крепость. Самая большая опасность – измена. Ещё большая опасность – когда комендант крепости ведёт переговоры о её сдачи за деньги. Поэтому единственный шанс спасти крепость – повесить коменданта на городских воротах. Чтобы Беларусь жила, мы должны убрать от власти предателя, самозванца и убийцу»,
– призывал Николай Статкевич.
А Павел Северинец скромно заявил, что он против «переговоров Лукашенко и Путина, потому что они проходят без участия белорусского народа».
Сотрудники милиции в мегафоны предупреждали о том, что митинг несанкционированный и его участники несут административную ответственность.
Северинец обратился к милиционерам, пытаясь им впарить, что народ собрался на площади исключительно для того, «чтобы вас не отправляли воевать в Сирию и в Донбасс». Удивительно, но про Сибирь политик почему-то не вспомнил.
Через некоторое время организаторы митинга всё же решили увести протестующих от ёлки и направили колонну к зданию КГБ, где митингующие вдоволь покричали. Затем маршем пошли к БГПУ, где Павел Северинец призвал всех вместе помолиться и зачитал обращение председателя Рады БНР Ивонки Сурвиллы (проживающей в Канаде), в котором белорусов призывали не отдавать свою независимость.
Выступали все желающие. Всё это происходило на фоне новогодних песен, которые раздавались из динамиков в центре Минска.
На 20 декабря был запланирован ещё один митинг – в поддержку интеграции России и Белоруссии, однако эта акция не состоялась.
«Мы перегорели, это раз. Мы увидели, что ГУВД предупредило Северинца о небезопасности массовых мероприятий, это два. Если выводить народ – это подставлять его, если у оппозиции есть деньги на оплату штрафов тех, кого потом осудят, то у нас нет. Поэтому мы решили отказаться от проведения акции»,
– объяснил журналистам председатель общественного объединения «Бессмертный полк» Валерий Драко.
Протестовали 20 декабря против интеграции и в городе Пинске, но протестовали уж слишком скромно – 11 человек вышли в центр города.
Соб. корр. ФСК