20 декабря в Санкт-Петербурге состоялись переговоры В. Путина и А. Лукашенко. Пауза между петербургской встречей и предыдущей встречей в Сочи заняла неполных две недели, и всё это время тема углубления интеграции внутри Союзного государства не сходила со страниц польских СМИ.
В течение всех двадцати пяти лет пребывания Александра Лукашенко у власти Польша никогда не оставляла попыток вовлечь РБ в орбиту своего влияния. К политике Минска, его союзу с Москвой, Варшава всегда относилась болезненно, а курс на углубление российско-белорусской интеграции только увеличивает нервозность польских политиков.
Польша апеллирует к наследию Речи Посполитой, исчезнувшей в конце XVIII века, изображая её «отчим домом» народов, в том числе белорусов. При этом на восточных соседей поляки смотрят с плохо скрываемым высокомерием. 11 декабря мэр Варшавы Рафал Тшасковский, представляя планы перестройки столицы, заявил: «Часть города была спроектирована нашими «советскими друзьями», поэтому советский и белорусский дух витает над ним». Тшасковский пообещал изгнать из Варшавы «белорусский дух», но оппозиция сочла варшавского мэра слишком терпимым, и в его адрес прозвучала язвительная реплика: «Это ещё демократия или уже Беларусь?»
Общим местом в информационной кампании против укрепления союза РФ и РБ является тезис о «поглощении» Белоруссии. Рассуждения об этом всегда окрашены в провокационные тона. В программе «Геополитический тигель» на канале TV Republika авторитетный в Польше политолог Ежи Таргальский уверял, например, что Путин, скорее всего, будет «давить на Лукашенко» бюрократическими методами, но и военный переворот не исключён: белорусская армия, мол, настроена пророссийски и Кремль может приказать ей свергнуть президента РБ. Пусть это смахивает на бред, но в Польше подобная «аналитика» считается нормой. Или взять полемику того же Таргальского с другим известным экспертом, который недавно наделал шуму заявлением о необходимости смены власти в Белоруссии при участии и поддержке Польши.
Медиапространство – благодатное поле для манипуляций общественным мнением. В середине декабря министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич дал интервью испанской газете ABC, где предсказал объединение России и Белоруссии в ближайшее время. Выступление Ринкевича тут же подхватили польские СМИ – и государственные, и независимые. Слаженно польская «четвёртая власть» отреагировала и на слова бывшего бойца белорусского СОБРа Гаравского, обвинившего президента РБ в ликвидации своих политических оппонентов. В Польше словосочетание «белорусские эскадроны смерти» сразу сделалось популярным. Заголовки буквально кричали. Rzeczpospolita: «Исповедь палача: я участвовал в убийствах противников Лукашенко». Gazeta Wyborcza: «Как «исчезали» противники Лукашенко. Исповедь бывшего офицера белорусского спецназа».
Мимо акции оппозиции в Минске не прошло ни одно ведущее польское издание, ни один телеканал. Вечером 20 декабря речь шла о «толпах», собравшихся якобы в центре белорусской столицы. «Толпами» были названы несколько сот «змагарей», вышедших на митинг протеста против сближения РБ и РФ.
21 декабря оппозиционеры в Минске собрались снова, их было тысячи полторы. Польские СМИ, писавшие о «наиболее массовом протесте за последнее время», повторяли, как один, броский лозунг демонстрантов: «Не хотим быть колонией России!» Для усиления эффекта в Польше были устроены шоу под бело-красно-белыми флагами БНР; пикеты проводились в Варшаве, Щецине, Белостоке, и даже если они собирали десяток протестующих, СМИ преподносили их как значительное событие.
Поляки упорно ищут свои, польские рецепты решения «белорусской проблемы». 6 декабря польский правительственный Институт международных отношений опубликовал доклад «Вызовы безопасности в отношениях Польши и Беларуси». В докладе предлагается предоставить Минску полную информацию о масштабных манёврах НАТО Defender-2020, которые пройдут у границ РБ, с тем, чтобы Белоруссии в ответ предоставила такую же информацию об учениях «Запад-2021». Мол, это создаст атмосферу доверия между республикой и НАТО.
Нет недостатка в идущих из Польши рекомендациях президенту Лукашенко. Весной 2019 года в Польше появился аналитический центр International Strategic Action Network for Security (ISANS). Один из его экспертов, «независимый белорусский политолог» Павел Усов постоянно даёт комментарии для Polskie Radio. В докладе «Возрождение империи: за фасадом Союзного государства России и Беларуси», выпущенном ISANS, говорится: «…авторитарный руководитель не может быть гарантом независимости страны… Только живое, устойчивое и не подвергающееся давлению властей гражданское общество и опирающиеся на него свободные беларуские [орфография доклада. – С.П.] СМИ могут стать гарантом беларуской независимости». Иными словами: «Даёшь Белоруссию без Лукашенко!»
Польская информационная сеть продолжает нагнетать обстановку. Появились «картинки» с влюблёнными белорусскими парами, пришедшими «защищать свое будущее». Есть и белорусский аналог «бабки Параски» – западноукраинской пенсионерки, ставшей лицом «оранжевой революции». В Белоруссии роль Параски исполняет 82-летний поэт Ян Гриб. На митинге 20 декабря старец пугал «расейцев» и «лукашистов» тем, что хорошо стреляет.
Правда, у потенциального минского «майдана» много препятствий. Протестующих ничтожно мало. Оппозиции приходится сочинять сказку о запугивании со стороны КГБ. Не хватает митинговой «пехоты», задача которой – драться с милицией. В Киеве для этого использовались западенцы и футбольные ультрас, в Минске с этим гораздо хуже. Однако, судя по акциям под брендом блогера NEXTA, белорусскую молодёжь продолжают вовлекать в протесты.
И ещё для победы белорусского «майдана» требуется капитуляция власти. В Белоруссии же власть держится цепко. Если ещё недавно Лукашенко говорил, что «для Польши мы всегда открыты, это одна из самых близких нам стран», то после встречи с Путиным 20 декабря он хвалил интеграцию, а канал «Беларусь 1» вёл длинные репортажи из Санкт-Петербурга, называя поляков «торговыми недругами».
Важная деталь – по теме интеграции перестал высказываться архитектор «многовекторной» внешней политики Макей. Теперь он действует по-другому: призывает не делить между Белоруссией и Польшей Мицкевича, Костюшко, Калиновского. Мол, это общее наследие. О «совместном историческом прошлом» много рассуждает и директор департамента по гуманитарной деятельности управления делами президента РБ Валерий Скакун.
Польские журналисты много пишут о том, что Лукашенко манипулирует партнёрами, что почти четверть века президенту Белоруссии удавалось балансировать, играя на устремлениях разных центров силы. Однако времена меняются. На большой пресс-конференции 19 декабря Владимир Путин дал понять: чтобы покупать газ по ценам, «как для Смоленской области», нужны общие законы и наднациональные органы. Иначе не бывает.