21 января в Кишинёве прошло очередное заседание Высшего совета безопасности, главной темой которого была ситуация с Международным аэропортом Кишинёва.
По мнению президента Молдовы Игоря Додона, аэропорт необходимо вернуть государству, расторгнув любым способом договор о концессии с компанией Avia Invest. Причём способов таких существует, как минимум, три.
«Во-первых, открыто пять уголовных дел на тех, кто подписал контракт и организовал конкурс в 2013 году – это члены комиссии. По мнению следствия, подписание этого контракта нанесло ущерб интересам государства. Это подтверждают все элементы контракта. Четыре месяца эти дела не рассматривались, с сентября 2019 года. Это первый путь – расторжение контракта, потому что контракт не был заключён в интересах государства»,
– заявил Додон на пресс-конференции по итогам заседания Высшего совета безопасности.
Глава государства подчеркнул, что для молдавских властей расторжение этого контракта – дело принципа.
К тому же инвестор не выполнил свои инвестиционные обязательства, которые были оговорены в контракте. Согласно договору, компания Avia Invest должна была инвестировать в развитие международного аэропорта 160 миллионов евро, в реальности же инвестиции на конец 2019 года составили 94 миллиона евро – чуть больше половины оговоренной суммы. Причём большая часть инвестированной суммы – это дополнительные сборы с пассажиров. Этот факт также является поводом для расторжения концессии.
И третий повод, отметил Додон, это то, что аэропорт является монополистом и взимает с каждого пассажира сбор в размере девяти евро и этот сбор необходимо отменить.
Есть ещё один факт – это задолженность аэропорта, которая сегодня составляет 1,1 миллиард леев.
Напомним, что споры вокруг международного аэропорта Кишинёв не стихают вот уже полгода. За это время успел дважды смениться хозяин компании Avia Invest (сегодня им является российский бизнесмен Андрей Гончаренко), однако дальше споров и выдвижения претензий со стороны правительства дело не двигается.
Предыдущее правительство Майи Санду подало иск в Рышкановский суд Кишинёва об отмене договора концессии, однако суд отложил разбирательство из-за неправильно поданного иска. На исправление ошибок суд отвёл двадцать дней.
«Агентству государственной собственности предоставляется разумный срок для устранения пробелов, выделенных в его аргументированной части. Истцу разъясняется, что в случае, если он не ликвидирует указанные недостатки, иск будет объявлен неприемлемым»,
– говорится в заключении судьи Марчела Гандрабуры.
Андрей Гончаренко тем временем уже пригрозил молдавским властям, что будет отстаивать своё право на аэропорт в международных судах, и у него хватит средств «для привлечения и оплаты ведущих мировых юридических компаний».
В Кишинёве периодически громко звучат угрозы забрать аэропорт у компании Avia Invest, созываются экстренные совещания по этому поводу и делаются громкие заявления. Однако дальше угроз дело не идёт – вот и иск в суд Агентство государственной собственности умудрилось подать с ошибками. Не удивит, если исправить ошибки они не успеют за двадцать дней, пять из которых уже прошло.
Есть и ещё один нюанс в этом странном деле – в Молдове упорно ходят слухи о том, что часть украденного миллиарда из банковской системы страны осела именно в международном аэропорту Кишинёв. Ещё в 2015 году экс-глава Национального центра по борьбе с коррупцией Виорел Кетрару заявил с парламентской трибуны, что похищенные деньги «не были выведены с территории Молдовы, они находятся в стране, в аэропорту, в инвестициях».
«Мы должны выяснить всё, что касается аэропорта», – призывал Кетрару пять лет назад, напоминает Noi.md.
Спустя годы «воз и ныне там»… И, похоже, сдвигать его с места кому-то очень не хочется.
Соб. корр. ФСК
На фото. Международный аэропорт Кишинёва