Президент Беларуси Александр Лукашенко посетил в пятницу город Шклов, где находится завод по производству газетной бумаги.
«Заслушав доклады о работе завода, глава государства ознакомился с выпускаемой здесь продукцией. Особо его заинтересовала бумажная упаковка: завод производит её в большом количестве и для самых различных целей. Здесь Лукашенко напомнил о своём поручении заменить пластик на бумагу»,
– сообщает пресс-центр президента Беларуси о поездке Лукашенко.
После посещения завода президент пообщался с представителями трудового коллектива, рассказав о развитии страны и о проблемах, стоящих перед Белоруссией, а затем ответил на вопросы работников завода.
«Мы работаем. Очень тяжело, очень непросто. Вы знаете почему. Здесь и политическая, и экономическая составляющие. Но больше политики. Это мой вопрос. Мы разберёмся. Но мы ни перед кем на коленях стоять не будем»,
– ответил президент на вопрос об энергетической безопасности государства.
Рассказывая о причинах возникших проблем в сфере поставок нефти и газа, Александр Григорьевич вновь, мягко говоря, лукавил.
«Несогласие и конфликт с Россией произошли из-за того, что от нас потребовали за нефть платить цену больше, чем мировая. Хотя Беларусь на протяжении уже примерно пяти лет движется к мировой цене на нефть»,
– заявил президент, добавив, что конфликт произошёл «со старым правительством, которое президент Путин отправил в отставку».
По поводу налогового манёвра в России Лукашенко уверен, что этот закон «приняли специально, чтобы надавить на Беларусь».
«Зачем надавить, догадайтесь с трёх раз. Разные были теории, заключения и прочее. Вы их слышали. И все они, наверное, имеют место»,
– намекнул глава государства.
Что касается цены на газ и на нефть, то Минск, оказывается, не требует низких цен, а просит такую цену, по которой получают нефть и газ регионы России, ничего сверх того. Ведь предприятия должны находиться в равных условиях, уверен глава государства.
Совсем недавно даже белорусские экономисты опровергли заявление о «цене выше мировой», напомнив, что Белоруссия покупает нефть в России на 17% дешевле мировых цен. Казалось бы, президент РБ больше к этой теме не вернётся. Вернулся.
«Что касается газа, нас кинули – не вывели нас на равные цены. Что касается нефти: платите больше, чем они продают полякам и немцам. Где такое видано? Но это их товар, они приняли такое решение. В том числе и по политическим мотивам, в том числе из-за недоговороспособности Батьки Лукашенко. Так они пишут сейчас во всех средствах массовой информации. Я абсолютно договороспособен. Но что это за союз, если мы начинали в товарообороте с ними в плюсе, а сегодня минус $9 млрд. И каждый год нам ухудшают положение»,
– не сдавался «Батька Лукашенко» перед трудовым коллективом.
Сделал он ещё одно загадочное заявление: «Они просто просчитались. Они думали, что (утрируя скажу) дадут мне ключи от склад, и я побегу в Россию, тоже буду богатым, пушистым, белым, красивым... Не надо. Я буду работать в своей стране, чего бы мне это ни стоило».
На этом печальная часть выступления закончилась, и дальше президент рассказывал, как скоро всё наладится и не нужно будет перед каждым новым годом «стоять на коленях и вымаливать нефтепродукты».
Первая «перамога» – это покупка норвежской нефти, которую вот-вот доставят в Беларусь.
Правда, хватит этой нефти на три дня, даже на 2,7 дней, как уже подсчитали эксперты. Да и сколько переплатили за эту нефть – тайна за семью печатями.
Зато намечается победа № 2 – доставка нефти из Польши по одной из труб нефтепровода «Дружба», который, по белорусским планам, будет работать в реверсном режиме.
Третье решение, по словам Лукашенко, – это поставки нефти через Украину, а № 4 – поставки нефти из России, потому что от российской нефти Минск не отказывался, и как только смогут договориться…
«Мы начали тестировать эти маршруты, хотим посмотреть, что получится. Какие у нас будут потери по сравнению с нынешней ценой российской нефти. Это не блеф, это не то, что, как они там говорят, Лукашенко ставки поднимает перед переговорами. Никаких ставок. Мы просто смотрим, что мы будем иметь, сколько мы будем при этом терять. Нам нельзя зависеть от одной страны, одного предприятия. Это монополизм, и в этом наша проблема»,
– подчеркнул глава государства.
У Белоруссии вообще со всем миром самые прекрасные отношения, уверен президент, и с Америкой, и с Саудовской Аравией, и с Эмиратами. Все они обещают поставить столько нефти, сколько необходимо.
И это – чистая правда. Вопрос в том – кто будет платить и сколько А продадут нефть все с большим удовольствием. Правда, «цена там мировая», отметил президент.
«Весь мир живёт по мировой цене. Не такая высокая цена сегодня нефти, поэтому надо к этому привыкать. От этого никуда не уйдём. То, что мы станем более независимы, когда запустим нашу атомную станцию и на четверть меньше будем покупать природного газа, это тоже фактор нашей безопасности»,
– успокаивал Лукашенко, добавив, что самые тяжёлые времена Беларусь уже пережила.
«Не хочу сказать, что всё будет легко. Не погибнем. Не такие были времена. Выживем и теперь. Мы нация гордая, независимая, мы каждого третьего положили на алтарь, защищая когда-то наше общее Отечество, мы когда-то бурили скважины, добывали нефть и газ в Российской Федерации. Со всей страны вахтовым методом летали туда люди. Но сегодня они уже не наши. А там целые города строили белорусы, и я в этих городах бывал»,
– напомнил глава государства, вновь забыв уточнить, кто строил белорусские НПЗ, уж если на то пошло.
Впрочем, надеется Александр Лукашенко, всё устроится, причём «на равных условиях».
«Мы хотим работать с ними, но на равных условиях. Люди, предприятия должны быть в равных условиях, и страны должны быть в равных условиях»,
– не сомневается президент.
Пока же, по его словам, Беларусь унижают, закрывая для её продукции российский рынок, однако теперь у белорусов появился китайский рынок и это тоже очередная победа.
«Я не хочу быть последним президентом Беларуси. Почётно быть первым, но последним быть не хочу. Я хочу, чтобы дети наши жили на этом клочке земли в мире, согласии. В обнимку с русским человеком, россиянами. Они нам не чужие. Россияне – это наши люди. От них, правда, мало что зависит сейчас»,
– отметил глава государства.
Ну а белорусы на выборах решат, кто у них будет следующим президентом и если не выберут Лукашенко, то он не обидится.
«Президентские выборы – вы решите, кто будет руководить страной. И если вы меня не изберете, я на вас не обижусь. Это будет ваш выбор. Вы должны определиться, время серьёзное, кто будет главой государства, в котором будут жить ваши дети. Не о нас сегодня идёт речь. Сегодня речь идёт о детях, о мирной и спокойной стране»,
– подвёл итог откровениям президент Белоруссии.
Говорил Лукашенко и о проблемах белорусского производства. В частности, о шкловском заводе газетной бумаги: завод вложил в покупку новой линии почти 70 миллионов евро, а вот выйти на полную мощность пока не получается. На заводе говорят – подвели партнёры из Чехии, не всё гладко оказалось с оборудованием.
И здесь президент Белоруссии потерял контроль над своими эмоциями, заявив, что «партнёры партнёрами, но интересы Беларуси превыше всего».
«Мой тебе совет. Возьми у него наручники, положи директору на стол наручники и скажи ему: под ту продукцию, которую он произведёт и реализует на рынках, мы ему дадим оборотные средства. Он продаст шину и вернёт деньги. И наручники чтобы перед ним лежали», – обратился Лукашенко к неизвестному чиновнику.
Политологи и экономисты уже прокомментировали неоднозначные заявления президента Белоруссии во время его поездки в Шклов. Все они сходятся в одном – у президента сдали нервы.
По мнению политического обозревателя Артёма Шрайбмана, «заявления Лукашенко в Шклове были самой концентрированной и довольно резкой декларацией его позиции по конфликту с РФ». При этом политолог делает вывод: судя по всему, Лукашенко «либо принял, что как раньше больше не будет, либо уже близок к этому принятию». Потому что сегодня никто не может сказать, как долго может выдержать государство Беларусь.
«Эта неясная степень потенциальной уязвимости сегодня и есть главный залог того, что по пути максимальной эскалации, по крайней мере, Минск не пойдёт. Скорее всего», – констатирует Шрайбман.
А доктор экономических наук Борис Желиба раскритиковал Лукашенко за его заявление о том, что «Россия кинула».
«В каком смысле кинули? Давайте вспомним, как Медведев в декабре 2018 года чётко сказал – если хотите дешёвой нефти и дешёвого газа по ценам Смоленской области, так в состав империи просим милости, и тогда будут дешёвые цены, и возможно, что долги вам тоже простят. Тут уже известную поговорку можно приводить: вечно бесплатный сыр в мышеловке быть не может. А теперь эта нефтегазовая мышеловка для Лукашенко захлопывается»,
– прокомментировал ситуацию экономист.
А другой экономист – Лев Марголин – опасается, что «будет трудно».
«К примеру, экспорт нашего машиностроения с каждым годом и так сокращается, а теперь оно рискует остаться ещё и без дотаций. Очевидно, что стране нужны реформы. Может быть, когда-нибудь Лукашенко (или пришедший ему на смену человек) созреет к их проведению. Иначе будет очень тяжело. Белорусская экономика уже в стагнации, и она может длиться долго – годами, даже десятилетиями»,
Соб. корр. ФСК