Пока главные соперники в космической гонке соревнуются в проектах по покорению Луны и высадке на Марсе, в стороне от «больших космических держав» разворачивается борьба за «рейдерский» захват космоса.
В январе американский журнал Forbes познакомил читателей с ещё одним претендентом на участие в освоении космоса – калифорнийской компанией SpinLaunch, которая на полученные от частных инвесторов 80 миллионов долларов собирается доставлять спутники на околоземные орбиты.
И доставлять не ракетами, а особыми высокоскоростными механизмами. При этом нет специалистов, которые создали бы такую технику. Нет испытательного полигона на частном космодроме сумасбродного бизнесмена Ричарда Брэнсона Spaceport America в штате Нью-Мексико, откуда собирается летать в космос SpinLaunch. Нет даже в проекте тех самых использующих кинетическую энергию «сверхскоростных механизмов», которые должны таскать на орбиту многотонные грузы. Зато есть новая штаб-квартира компании на Лонг Бич в Калифорнии и сайт в Интернете из двух страниц – логотип на первой и перечня трех десятков вакансий на второй.
Суммы, выделяемые по обе стороны Атлантики на программы по освоению космоса, растут с космической скоростью. Европейское космическое агентство готово вложить в наступившем году в космос 14,4 миллиарда евро, НАСА – 21 миллиард долларов, на 1.1 миллиарда больше, чем год назад. Такой поклонник Twitter, как Дональд Трамп, недавно похвастался, что выбрал эмблему для американских Космических сил (Space Force), учреждённых вместе с Агентством космического развития (Space Development Agency), которое было создано в марте 2019 года и целью которого объявлена ликвидация отставания США в создании сети низкоорбитальных спутников слежения за гиперзвуковыми ракетами России и Китая. Выбранная Трампом эмблема – едва не извлечение из американского сериала «Звёздный путь», ставшего культовым в США 1960-х годов, когда формировалось поколение Трампа.
Восторженная американская мечта о лидерстве в космосе сделала шестую составляющую американских вооружённых сил прекрасным инвестиционным проектом, рентабельность которого гарантирована Пентагоном. Сегодня США готовы платить даже за слабый намёк на возможность «догнать и перегнать Россию».
Запах больших денег дразнит «космическими гонорарами». SpinLaunch, появившийся на свет в 2014 году, обещает уже в 2020 году испытать новый многоразовый сверхзвуковой аппарат, выводящий грузы в космос, а ещё два года спустя – отправлять грузы на орбиту по нескольку раз на дню. «В конце года мы поставили целью, – заявил президент компании Джонатан Йени (Jonathan Yaney), – изменить историю космических полётов, совершив первый испытательный полёт ускорителя массы с космодрома Spaceport America». И таких заявлений оказалось достаточно, чтобы американские компании Airbus Ventures, GV, KPCB, Catapult Ventures, Lauder Partners, John Doerr и Byers Family раскошелились на 80 миллионов.
Американская Huffington Post цитирует Трампа: «После консультаций с нашими великими военными лидерами, дизайнерами и другими мне приятно представить новое лого для Космических сил Соединённых Штатов, шестой ветви наших великолепных военных сил».
Аппарат "Хаябуса-2"
Токийское издание The Diplomat сообщает, что Японское агентство аэрокосмических исследований изо всех сил стремится к участию в американской лунной программе Artemis и готово предложить все свои достижения в робототехнике. Ярко заявив о себе исследовательским зондом «Хаябуса», доставившим на землю частицы с астероида, Страна восходящего солнца хочет через два года высадиться на Луну вместе с американцами. Оба союзника уверены, что совсем скоро Луна и окололунное пространство приобретут стратегическое значение. Оба торопятся успеть сделать это раньше Китая и России.
При этом Япония, имея с Соединёнными Штатами договор о безопасности (U.S.-Japan Treaty of Mutual Cooperation and Security), обошла 9-ю статью Конституции, запрещающую ей создание вооружённых сил и стала четвёртой страной после СССР, США и Франции, запустившей собственный спутник. Сейчас инженеры Mitsubishi Heavy Industries Limited (MHI) заканчивают работы по созданию сверхтяжёлой ракеты H3, а принятые в 2008 году поправки к законодательству позволяют Японии выводить в космос системы, предполагающие использование космоса в военных целях. Одна из таких систем уже действует: это четыре японских спутника Quasi-Zenith Satellite System (QZSS), обеспечивающие навигацию во всём Азиатско-Тихоокеанском регионе и определяющие положение объектов с точностью до 10 сантиметров. Для сравнения: американская GPS обеспечивает точность только до 10 метров.
Питер Бек
Пока не рвётся на Луну, но уже выводит грузы на околоземные орбиты новозеландская Rocketlab. Ещё два года назад о ней никто не слышал, а сейчас с мыса Ахурири на южной оконечности полуострова Махия новозеландского острова Северный запускают столько же ракет в год, сколько в Евросоюзе или в Китае. А могут и больше. «Мы способны запускать с частотой, невозможной больше нигде в мире», – цитирует владельца Rocketlab Питера Бека The Guardian. Причина в том, что география острова обеспечивает чистое небо, спокойное море, низкий уровень воздушного и морского сообщения и наилучший выбор угла запуска.
Новозеландские «Электроны» летают на жидком кислороде и керосине и имеют первый в мире ракетный двигатель, в котором для привода насосов топлива и окислителя используются электрический мотор, запитанные от литий-полимерных батарей. Считается, что стоимость одного запуска «Электрона» не превышает 5 миллионов долларов. «Теперь, – говорит учредитель компании и владелец первого в мире собственного космодрома Питер Бек, – Новая Зеландия уже не мелкий игрок в космической индустрии, а четвертый из больших…» В январе Rocketlab объявила о том, что первые пуски 2020 года будут производиться по заказу ЦРУ США.
Можно пошутить над тем, как быстро страна овец и эльфийских пейзажей приобрела статус космической державы, но вообще здесь не до шуток. Расстояние от космической ракетной пусковой установки до поверхности Земли – всего несколько сот километров, в отличие от земных расстояний, исчисляемых тысячами километров. В схеме милитаризованного космоса подлётное время условной ракеты «космос – земля» исчисляется минутами, не оставляя времени на принятие ответных решений и подпитывая иллюзию возможной победы в ядерной войне.
А пока ясно, что появление новых компаний и государств, имеющих доступ в космическое пространство без гарантированного недопущения туда средств нанесения смертоносного ущерба, критически размывает безопасность планеты.
Заглавное фото: Spaceport America