В середине января украинский президент Владимир Зеленский подписал указ, согласно которому весной и осенью 2020 года призыв граждан на срочную военную службу будет теперь обязательным не с 20 лет, как при Порошенко, а с 18. Призываться будут граждане в возрасте 18-27 лет.
Министр обороны Андрей Загороднюк заверил, что «никто из ребят до 20 лет принудительно привлекаться не будет, только по их собственному желанию». Трудно сказать, сдержат ли украинские власти это обещание, поскольку кадров для армии остро не хватает, а очередей в военкоматы нет уже много лет. К примеру, в 2017 году на призывные пункты не явилось 70% подлежащих призыву; год спустя осенний призыв тоже был провальным – добровольно согласилось послужить только 8%. Весной 2019 года молодых людей повсеместно отлавливали на улицах, а осенью призвали 15 200 человек, из которых 3 тыс. подписали контракт. При этом в течение 2019 года из ВСУ уволились до 30 тыс. кадровых военных (10% общей численности армии, которая составляет 250 тыс.).
Разовая выплата украинским контрактникам составляет 20 тыс. грн., ежемесячно в начале службы – по 10 тыс. грн., но при этом подписавших контракт в обязательном порядке отправляют на полгода в ООС в Донбасс. Только за 2019 году там погибли 132 военнослужащих, ещё 716 были ранены.
Изменить ситуацию с кадрами военные не могут. В госбюджете на 2020 год им выделили 116,1 млрд. грн., тогда как они запрашивали 218 млрд. грн., из которых более половины собирались направить на содержание персонала и только 23% – на закупку и модернизацию вооружений и военной техники.
Отсюда и вторая проблема ВСУ: массовое использование устаревшей техники, оружия и боеприпасов советского образца. Часть этой техники в 2019 году прошла ремонт и модернизацию. Речь идёт о самолётах Миг-29, Миг-29УБ, Су-24М, Су-25, Су-27, Ил-76МД и Ан-26. В чём состояла модернизация устаревшей техники, министерство обороны не сообщает. Что касается танков, то основным по-прежнему остаётся Т-64. Зеленский, побывавший в ноябре прошлого года на харьковском заводе им. Малышева, который должен был «завалить» армию новыми танками «Оплот», заявил: «Я в шоке. Директор завода нам сказал, что с 2009 года один танк построили».
«Укроборонпром» уже много лет подвергается критике. Новый 120-мм миномёт М-120-15 «Молот» стоимостью 480 тыс. грн. за штуку, который начали поставлять в войска в 2016 году, получил скандальную славу: при его использовании погибли или получили ранения десятки солдат. Мало того, практически все экземпляры вместо обещанных иностранных прицелов получили оптику образца 1946 года. Некоторые изделия разваливались после первого выстрела.
Из новых разработок можно назвать реактивные системы залпового огня «Верба» (аналог «Града») и «Ольха» (тот же советский «Смерч» только с новым боеприпасом), оперативно-тактический ракетный комплекс «Гром», противокорабельный ракетный комплекс «Нептун» на базе КрАЗа. Однако в армию начали поставлять только «Вербу», причём в ограниченном количестве.
В этих условиях рассчитывают на иностранную военную помощь. США с 2014 года потратили на военную помощь Украине более $1,3 млрд. Американцы поставили Киеву ручные противотанковые гранатомёты, снайперские винтовки, контрбатарейные радарные системы, сухпайки, бронежилеты и аптечки, но ограниченными партиями (например, 250 противотанковых комплексов Javelin, 3500 ед. стрелкового оружия, 2500 приборов ночного видения).
Бывший временный поверенный в делах США Уильям Тейлор недавно заявил, что в 2020 году в ВСУ поставят противокорабельные ракеты, дроны и радиокоммуникационное оборудование, чтобы «Украина могла защищаться от россиян». Посол Украины в США Владимир Ельченко говорит, что в 2020 году сумма американской военной помощи Украине составит $365 млн.
Однако американцы денег зря не тратят. В прошлом году, например, они передали Киеву два скоростных катера типа Island, построенные 40 лет назад и отслужившие в Береговой охране США; в 2017 году в США эти катера списали и законсервировали. В текущем году собираются передать ещё три таких катера. Старьё выгоднее подарить, чем тратиться на его утилизацию.
Между тем систему управления ВСУ предполагается перевести на стандарты НАТО к концу 2020 года. НАТО проводит ежегодные совместные учения с ВСУ, а инструкторы альянса уже пять лет натаскивают украинских военных. В 2016 году в Бердичеве был открыт учебно-тренировочной центр Сил специальных операций, созданный по стандартам НАТО.
Для США и НАТО важно, чтобы вооружённый конфликт у границ Российской Федерации не затухал, фамилии президента Украины или министра обороны важны гораздо меньше. Это подтверждается и таким заявлением, какое сделал, например, министр обороны Загороднюк, этот «нефтяник в третьем поколении», бывший предприниматель и волонтёр: оказывается, он против разведения сил по всей линии разграничения протяженностью 410 км, поскольку это «противоречит самой сути минских соглашений».
Судя по всему, в Минские соглашения этот военный министр не заглядывал, в противном случае он обнаружил бы, что в первом пункте там речь идёт о всеобъемлющем прекращении огня, а во втором – об отводе тяжёлого вооружения сторонами на равные расстояния шириной минимум 50 км.
Фото: novorossinform