Как сообщила компания «АЛРОСА», за 2019 год добыча алмазов в России выросла на 5 % и составила 38,5 млн каратов. Рост связан с увеличением добычи на трубке «Ботуобинская» и выходом на проектную мощность Верхне-Мунского месторождения.
Россия – крупнейший производитель алмазов в мире. Основной алмазодобывающей компанией в РФ является «АЛРОСА», добывающая 97 % всех алмазов России; её доля добычи алмазов на мировом рынке (по стоимости) – 25 %. Однако если общая стоимость реализованного АЛРОСА алмазного сырья в 2018 г. составила $4,412 млрд, то бриллиантов, т. е. обработанных алмазов, – всего $95,3 млн.
Добывая больше всех алмазов в мире, Россия до сих пор торгует в основном необработанным сырьём.
В мировой алмазной отрасли доминируют три компании – «АЛРОСА», южноафриканская De Beers с пропиской в Лондоне и австралийско-британский концерн Rio Tinto. АЛРОСА, будучи крупнейшим мировым производителем алмазов в каратах, уступает De Beers по размеру выручки. Африканское сырьё дешевле российского; в Африке не нужно, как в Якутии, бороться с вечной мерзлотой. Больше всего алмазов покупают в США (45 процентов добытых алмазов), на втором-третьем местах Китай (15 процентов) и Индия (8 процентов).
Первый российский алмаз был найден в 1829 году на Урале в Пермской губернии на Крестовоздвиженском золотом прииске крепостным Павлом Поповым, получившим за это вольную. Потом поиск алмазов в России вёлся почти полтора века, но только в середине 1950-х годов были открыты месторождения алмазов в Якутии. В 1954 году геолог Лариса Попугаева открыла первую кимберлитовую трубку за пределами Южной Африки («Зарница»). Следующей стала трубка «Мир», потом была открыта трубка «Удачная». Это послужило началом промышленной добычи алмазов в СССР.
В Якутии есть и другие крупные месторождения. Известны карьеры «Юбилейный», «Удачный», имеющие разведанные запасы алмазов в 442 миллиона карат (первое место в мире). Всего Якутия насчитывает 150 мест, где добывают драгоценные камни. Самый крупный алмаз, найденный в России и названный «XXVI съезд КПСС» (342,5 карата), хранится в Алмазном фонде в Москве.
Якутскую алмазную копилку недавно пополнила «Ботуобинская» кимберлитовая труба. Интересно Попигайское месторождение алмазов на границе Якутии и Красноярского края, представляющее собой метеоритный кратер. В 2018 году ввели в эксплуатацию новое алмазное месторождение Верхне-Мунское, в церемонии открытия которого принял участие президент России В. Путин. Идёт добыча алмазов в Архангельской области. Хорошим качеством отличаются алмазы Пермского края; полученные здесь камни считаются идеальными для ювелирной работы.
Однако 90 % огранки алмазов и превращения их в бриллианты совершает Индия, остальное поставляют на мировой рынок Израиль, Бельгия и некоторые другие страны. У России на этом рынке при её запасах алмазов до смешного мизерная доля – 3-4 процента.
Ситуацию уже пыталась изменить, но кончилось это плохо: некий Андрей Козлёнок, создавший в США при поддержке российских государственных структур фирму «Голден АДА», которой были переданы алмазы на огромную сумму и ценности из Гохрана России, угодил за решётку. В 2014 году при поддержке правительства возник проект «Бриллиантовая долина» (создание в России мощного кластера по огранке алмазов), но от идеи отказались.
Между тем на мировом рынке ювелирных изделий с бриллиантами грядут большие изменения. Быстро растут продажи в Индии и Китае, ожидается рост спроса в Южной Америке. Новый центр торговли алмазами и бриллиантами создаётся в Панаме. И в принципе это открывает для российских огранщиков, ювелиров и ритейлеров очень хорошие возможности.
Предпосылки мощного развития российской огранки и куда более выгодного производства ювелирных изделий с бриллиантами существуют, об этом специалисты говорили неоднократно. Направление развития тоже очевидно – экспорт с акцентом на новые перспективные рынки. При одном условии – консолидации усилий бизнеса и государства и отсечении персонажей типа Козлёнка. Однако не получается.
Кто-то уверяет, что конкурировать с Индией невозможно и не имеет смысла, как не имеет смысла наращивать огранку. Мол, надо продолжать делать упор на добычу и наращивание продаж необработанных алмазов – и пусть страна продолжает терять колоссальные деньги.
Только и с увеличением добычи не так просто. «Чрезвычайно трудно найти экономически выгодные алмазные месторождения, да и сам поиск стоит больших денег, – говорит заместитель генерального директора компании «Алмазинтех» Константин Годун. – У нас в России пока не созданы условия для формирования малого геологоразведочного бизнеса – юниорных компаний.... Российские юниорские компании в рамках действующего законодательства о недрах не могут возникнуть в принципе: этому мешает как отсутствие протекционистских мер по отношению к поискам и разведке, так и отсутствие в финансовой системе России специальных рынков венчурного (рискового) капитала в горной тематике».
И всё же перспективы открытия новых месторождений алмазов в России, например в Архангельской области, далеко не исчерпаны. Да и попытки превращения в России алмазов в бриллианты нельзя считать полностью исчерпанным мошенничеством Козлёнка и неудачей проекта «Бриллиантовая долина»…