Состоявшаяся 15-16 февраля ежегодная Мюнхенская конференция по безопасности считается одним из наиболее авторитетных форумов по ключевым проблемам безопасности, участие в которых принимают ведущие мировые лидеры и авторитетные политики. Постулаты Мюнхенской речи Владимира Путина 2007 года до сих пор являются краеугольным камнем российской внешней политики.
Накануне 56-й конференции на её сайте появился документ под названием «Двенадцать шагов к большей безопасности в Украине и евроатлантическом регионе». Инициатива предложена Группой лидеров по вопросам евроатлантической безопасности (Euro-Atlantic Security Leadership Group), в которую входят:
– министр обороны Великобритании Дес Браун (от Европейской сети лидеров; European Leadership Network – крупнейший общеевропейский аналитический центр по вопросам безопасности);
– председатель Мюнхенской конференции Вольфганг Ишингер;
– бывший американский сенатор-демократ Сэм Нанн;
– бывший министр энергетики США, американский физик-ядерщик Эрнест Мониз (от Инициативы по ядерной угрозе, Nuclear Threat Initiative);
– бывший глава МИД РФ Игорь Иванов (от Российского совета по международным делам).
Помимо пятерки, инициаторов документ подписали более 40 специалистов в области международной безопасности, в частности бывший премьер Швеции Карл Бильдт.
Количество подписавших документ, их известность, а также то, что инициатива представлена организаторами Мюнхенской конференции, указывает на её поддержку влиятельными кругами. В документе говорится, что политическое решение конфликта «имеет фундаментальное значение» для его прекращения; для «улучшения перспективы конструктивного украинско-российского диалога в более широком смысле, в том числе по Крыму; а также для улучшения ситуации в сфере евроатлантической безопасности». Из 12 пунктов документа 11 можно отнести к рабочим предложениям по постепенному выходу из конфликта, но особое внимание привлекает пункт 12. Приведём его полностью:
«Запуск «нового диалога о национальной идентичности» в Украине. «Новый инклюзивный национальный диалог во всей Украине желателен и мог бы быть запущен как можно скорее. В таком диалоге должны участвовать лидеры мнений, ведущие ученые и международно признанные эксперты. Должны быть приложены усилия для взаимодействия с видением соседей Украины, в частности Польши, Венгрии и России. Диалог должен касаться тем истории и национальной памяти, языка, идентичности и опыта меньшинств. Он должно охватывать [проблематику] терпимости и уважения к этническим и религиозным меньшинствам – как внутри страны, так и в международном контексте – для расширения взаимодействия, инклюзивности и социальной сплоченности».
За округлыми дипломатическими формулировками стоит предложение о полной перестройке Украины, ставшей государством, построенном на принципах крайнего национализма, подавления и дискриминации любых меньшинств (хотя русских и русскоязычных Украины невозможно счесть меньшинством), агрессивного навязывания большинству населения чуждого ему взгляда на историю и оголтелой русофобии, превращённой в «национальную идею».
К такому пониманию видные западные политики пришли не от хорошей жизни. За шесть лет окрепло сознание того, что путь, по которому идет нынешняя Украина, – это не просто путь в никуда, это путь к полному краху «украинского проекта», последствия чего ударят и по всем её соседям.
Понимание необходимости налаживания прочных партнёрских отношений с Россией среди западных элит достаточно сильны, но камнем преткновения на этом пути остаётся «украинская проблема», принявшая в 2014 году обострённую форму. «Санкции не принесли ничего позитивного… Мы не будем ждать, пока Россия обратится к нам (т. е. Запад должен сам проявить инициативу. – А.К.)», – заявил в Мюнхене Эммануэль Макрон.
И, конечно, Западу в поисках сближения с Россией придётся учитывать мнение России по такому имеющему для неё принципиальное значение вопросу, как украинский.
Недавно Сергей Лавров объяснил, почему для Москвы неприемлем предлагаемый Киевом вариант «ревизии» Минских соглашений: «Президент Путин в ответ на эти заявления не раз обращал внимание на то, какие люди собираются на Украине под неонацистскими знаменами, как они грозятся применить силу. Даже члены нового правительства, депутаты Верховной рады нового созыва говорят, что нельзя исключать силового сценария. И этим людям отдать полный контроль над границей? Так дальше можно забыть и про особый статус, и про выборы, и про все остальное. Местное население там просто задушат. И даже если у руководства Украины есть твердое намерение не допустить насилия по отношению к жителям Донбасса, я не вижу, чтобы все добровольческие батальоны, которые там по-прежнему в большой силе, были готовы выполнять приказы Верховного главнокомандующего».
Такая позиция Москвы находит всё большее понимание и в Париже, и в Берлине. Недаром в официальных немецких сообщениях по итогам телефонного разговора Ангелы Меркель и Владимира Зеленского, а также министра иностранных дел Германии Хайке Мааса с украинским коллегой Вадимом Пристайко говорилось о необходимости полного выполнения Минских соглашений.
На Западе постепенно сознают, что при такой Украине, какой она стала после государственного переворота, привести Донбасс к «общеукраинскому знаменателю» Россия не позволит. А значит, Украину нужно перестраивать, и для Европы это важно.
Важность вопроса понимают и за океаном – только понимают совершенно иначе. 24 бывших американских дипломата, чиновника и эксперта очень оперативно ответили на обнародованный в Мюнхене документ статьёй на сайте Atlantic Council, в которой подчеркнули, что «Двенадцать шагов» описывают «разрешение конфликта «в дружественных Кремлю терминах». Это для авторов статьи неприемлемо. В статье говорится: «Рекомендация 12, призывая к «новому национальному диалогу об идентичности», предлагает сомнительное вмешательство во внутренние дела Украины. Она повторяет выдумку Москвы о разделенной Украине, в которой идет «гражданская война» в Донбассе. Реальность в том, что исторические расколы в Украине радикально сократились за 30 лет независимости страны, а особенно за шесть лет после российской оккупации Крыма. То, как рекомендация 12 приглашает Россию помочь сформировать Украину, – это неслыханное пренебрежение к стране, в которую вторглась российская армия. Но Украину нельзя просить вести переговоры о ее идентичности с кем-либо. Ее можно просить выполнить стандарты ОБСЕ в области защиты прав человека, на что она уже согласилась. К Украине нельзя относиться как к нелегитимной стране, как это предусматривает рекомендация 12. Каким интересам Запада это послужит?»
Нетрудно заметить, что под «интересами Запада» здесь понимаются интересы США и американских глобалистов, которым Украина нужна лишь как постоянная проблема, беспокоящая Россию, как препятствие к развитию отношений России и Европы. Ещё до Мюнхенской конференции Владимиру Зеленскому был дан предупредительный сигнал, каким стал выход на Первом национальном расследования «Радио "Свобода"», согласно которому в Омане у В. Зеленского состоялась тайная встреча с главой Совета безопасности РФ Н. Патрушевым.
Последовали и другие сигналы. Любое продвижение по пути «национального диалога об идентичности» Украины объявляется теперь следствием оманской «зрады». Киевская партия войны активизировалась. Противодействовать «плану предательства» («Двенадцати шагам») отправились в Мюнхен Арсений Яценюк и Пётр Порошенко. Перед этим в Киеве побывала делегация американских сенаторов с целью поддержать «дух противостояния» России.
И Зеленский понял, что пространства для манёвра у него нет. «В Мюнхене нашли план, как урегулировать войну на востоке Украины. А нас почему не спросили? Это же у нас там война. Просто хочу напомнить, можно спросить нас. В первую очередь приоритет – это наша независимость, наша политика и наше видение урегулирования этой ситуации», – заявил украинский президент, реагируя на «Двенадцать шагов».
Своеобразной вершиной этого контрнаступления стало занесение Вольфганга Ишингера на сайт «Миротворец» в качестве врага Украины.
Инициатива, выдвинутая в Мюнхене, видимо, так и останется благим пожеланием. А какие из этого будут сделаны выводы в Париже и Берлине, мы увидим.