Акт международного терроризма, совершённый американцами 3 января (убийство генерала Касема Сулеймани), не повлёк для США никаких последствий, но вызвал резкий всплеск антиамериканских настроений в Иране, Ираке и других странах.
После волны массовых демонстраций протеста парламент Ирака принял резолюцию с требованием полного вывода из страны всех иностранных войск. В документе сказано, что «США нарушили свои договорные обязательства и поставили под сомнение суверенитет Ирака, а его стабильность – под угрозу. В соглашении предусматривалось, что американские войска должны быть уведомлены о выводе за один год, но, поскольку США нарушили условия соглашения, этот временной интервал больше не применяется».
14 января и. о. премьера Адель Абдель Махди объявил, что Багдад не подпишет договор о продлении пребывания американских войск. Согласно официальному заявлению пресс-секретаря кабинета министров, «правительство готово выполнить решение парламента Ирака, в котором говорится, что все иностранные войска должны быть выведены из Ирака. Под иностранными войсками подразумеваются не только американские военные, но и военнослужащие других стран».
24 января сотни тысяч жителей Ирака вышли на улицы многих городов по призыву влиятельного религиозного деятеля Муктады ас-Садра, который сформулировал главные требования:
- аннулировать все соглашения по безопасности с Соединёнными Штатами, потому что они «не отвечают международному праву и были утверждены в условиях оккупации»;
- закрыть все военные базы США в Ираке и иракское воздушное пространство для американских боевых самолётов;
- закрыть все офисы и базы американских ЧВК и прекратить любую их деятельность;
- в случае отказа США вывести свои войска и ЧВК они будут считаться враждебной оккупационной силой, и это даст право иракцам перейти к активным действиям.
В конце января и. о. премьера Адель Абдель Махди по дипломатическим каналам проинформировал США, Великобританию, Канаду, Францию, Бельгию, Данию и другие страны, имеющие вооружённые силы в Ираке, «о безотлагательной необходимости скорейшего начала вывода войск». Одновременно он обвинил ВС США в убийствах иракских военнослужащих, сотрудников федеральной полиции и «ополченцев», увязав часть авианалётов с Израилем.
10 февраля член парламентского комитета по обороне и безопасности Али аль-Ганеми заявил, что «американские силы начали де-факто выводиться с 15 военных баз, ограничив свое присутствие двумя крупными базами». При этом аль-Ганеми подчеркнул, что «парламент страны и иракский народ настаивают, чтобы американские войска были выведены со всех баз». Другой член комитета, Бадр аз-Зияди, заявил, что «все силы коалиции уже прекратили свою деятельность в качестве первого шага к выводу, а три страны, Франция, Германия и Австралия, обратились с просьбой к Командованию совместных операций установить график вывода своих войск из Ирака». Парламентарий подчеркнул, что «следующее правительство несет ответственность за установление графика выхода иностранных сил или присутствие военных баз в некоторых районах, особенно в Курдистане».
И казалось, дело принимает для американцев серьёзный оборот. Однако 23 января спецпредставитель президента США Джеймс Джеффри напомнил, что еще в 2004 году его страна подписала обязывающий документ о размещении американских войск в Ираке с федеральным правительством, а не с парламентом. «Таким образом, нашим партнером в любых дискуссиях о нашем присутствии является правительство Ирака. Кроме того, мы не заинтересованы в том, чтобы обсуждать один только вывод наших войск. Любые переговоры, которые хотели бы вести с нами иракцы, должны затрагивать всю гамму наших отношений», – заявил американский дипломат. Госдепартамент в ответ на просьбу Абдель Махди прислать делегацию для обсуждения вопроса о выводе войск в соответствии с резолюцией иракского парламента был категоричен: Госдеп готов вести переговоры о партнёрстве с Ираком, но не о выводе войск.
Самой эмоциональной, как обычно, оказалась реакция президента Д. Трампа. Хозяин Белого дома заявил, что в случае вывода американских войск Багдад должен заплатить Вашингтону за строительство в Ираке военных баз и американского посольства.
Тут необходимы пояснения. Семь из 9 авиабаз, которые используют ВС США в Ираке, были построены в начале 1980-х годов югославскими специалистами по высшим стандартам. Эти объекты и сегодня представляют собой первоклассные сооружения с ВПП длиной до 4000 м, заглублёнными укрытиями, складами, подъездными путями, ангарами – далеко не каждая страна НАТО располагает подобным. Американцы действительно построили в Багдаде новое посольство – крупнейшее в мире. Одно время там работало более 19 тыс. служащих, в том числе свыше 8000 «дипломатов». При этом комплекс построен на месте снесённых домов министра обороны генерал-полковника Аднана Хейраллы, его родителей, некоторых родственников Саддама. Огромная территория в центре столицы превращена в крепость, внутри которой находятся вертолётные площадки, а охраняет это гнездо батальон морской пехоты и ЧВК.
Оккупировав Ирак в 2003 году, США ввергли страну в хаос, который продолжается до сих пор. Был уничтожен промышленный потенциал страны, вырублены миллионы пальм (ведь они могли скрывать террористов!), разграблены главные исторические памятники Междуречья, включая Национальный иракский музей в Багдаде и уникальный музей в Вавилоне. По словам местных искусствоведов, «оккупанты знали, где и что брать, имели схемы запасников музея и спецоборудование для взлома хранилищ». Согласно данным министерства туризма и древностей, из страны было вывезено более 130 тысяч культурно-исторических ценностей, а вернуть удалось всего 10% – Вашингтон не обращает внимания на все запросы иракской стороны. New York Times писала: «Разграбление Национального иракского музея – одно из самых масштабных бедствий, которые пережила культура Ближнего Востока за всю свою историю».
Американцы захватили самые богатые нефтяные месторождения с готовой инфраструктурой и более 15 лет качают нефть по «специальным ценам». И вот уже Трамп грозит Багдаду «беспрецедентными санкциями», перечень которых посол США передал иракским властям.
Санкций власти Ирака, видимо, испугались, и вот уже после очередного ракетного обстрела американского посольства 26 января Адель Абдель Махди заявляет: «Мы осуждаем продолжение этих незаконных действий, которые ослабляют государство и подрывают его суверенитет. Продолжение таких безответственных актов приведет к нарушению высших интересов страны и ее отношений с друзьями». Бывший глава МИД Хошияр Зибари занял такую же позицию: «Комплекс посольства США в Багдаде получил прямые удары непокорных ополченцев. Это очень опасная игра неконтролируемых группировок ополчения для того, чтобы вызвать напряженную ситуацию. Она должна прекратиться».
В конце января Пентагон направил властям Ирака запрос на размещение на территории страны ЗРС «Пэтриот». Не дожидаясь ответа Багдада, Вашингтон приступил к реализации программы наращивания военного присутствия – на базу Айн аль-Асад (провинция Анбар) переброшены несколько подразделений инженерных войск с задачей восстановления и строительства новых защитных сооружений с учетом последствий ракетного удара КСИР 5 января.
Одновременно США резко усилили давление на своих партнеров по НАТО, чтобы они выполнили требование Д. Трампа к альянсу «играть большую роль на Ближнем Востоке» – и вот уже по итогам заседания Североатлантического совета на уровне глав МО генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг заявляет: «Все страны НАТО подтвердили свою готовность делать больше в Ираке. Министры приняли решение возобновить работу тренировочной миссии в Ираке и расширить ее деятельность».
1 марта около 130 датских военнослужащих должны вернуться на базу Айн аль-Асад из Кувейта, куда они были эвакуированы в январе «на отдых и лечение» после иранской ракетной атаки.
Пока США готовят смену режима в Иране, от плацдарма в Ираке они не откажутся.
Фото: @Jamal_Mousavi