В середине марта в городе Вышеграде Республики Сербской (РС) в Боснии и Герцеговине четническое Равногорское движение провело традиционные памятные мероприятия в честь своего идейного лидера генерала Драголюба (Дражи) Михайловича, арестованного и расстрелянного коммунистами в окрестностях этого города в 1946 году.
Всякий раз это мероприятие, собирающее четников из Боснии, Сербии, Черногории и дальнего зарубежья, вызывает негодование у мусульман, требующих запретить его как «фашистское сборище». Генерал был осуждён и казнён в СФРЮ как «пособник фашистов»; однако в 1941 году Михайлович собрал осколки королевской армии Югославии для борьбы с нацистскими оккупантами, боролся он и с усташами – настоящими фашистами. За голову Дражи гитлеровцы давали 130 тыс. золотых марок, а лидер французского Сопротивления генерал Шарль де Голль наградил его Военным крестом. И только в 1944 году, когда в Югославии вспыхнула гражданская война между монархистами и коммунистами, он начал сотрудничать с коллаборационистским режимом Милана Недича, борясь с партизанами Иосипа Броз Тито. В 2015 году в Сербии полностью реабилитировали генерала.
Пропаганда бошняков-мусульман и хорватов обвиняет четников Михайловича в убийствах мусульман и хорватов, не уточняя, что речь идёт, как правило, о нацистах-усташах и мусульманских бойцах дивизии СС «Ханджар», вырезавших сербов. Нелюбви к движению четников прибавляет и то, что многие сербские добровольцы, воевавшие в 1990-е годы в Хорватии и Боснии, относили себя к последователям четничества.
В этом году масштабных памятных мероприятий в Вышеграде не было, поклонники генерала ограничились панихидой в церкви местечка Ундрулье в окрестностях Вышеграда. Вышеградский филиал Равногорского движения выполнил постановление правительства РС о запрете всех публичных мероприятий на территории энтитета в связи с эпидемией коронавируса. По этому поводу руководитель организации «Женщины – жертвы войны» бошнячка Бакира Хасечич заявила: «Я бы хотела, чтобы в наших краях коронавирус всегда был в марте. Похоже, только вирус сможет остановить эти никому не нужные парады… Месяц назад мы подали заявление, поскольку знаем тех, кто несет ответственность за действия четников Равногорского движения из Сербии, РС, Черногории и особенно Вышеграда. Я надеюсь, что суд БиГ вынесет решение о запрете всех движений, прославляющих военных преступников...»
История с четниками – один из эпизодов в цепи конфликтов, ознаменовавших новый виток противостояния между Сараево и Баня-Лукой (столица сербского энтитета БиГ). В связи с угрозой нового наплыва мигрантов боснийские власти планируют привлечь армию для охраны границ БиГ, против чего резко выступил сербский член Президиума страны Милорад Додик: лидер боснийских сербов понимает, что размещение подчинённых Сараево войск на границе РС с Сербией приведёт к тому, что сербская автономия в любой момент может быть отрезана от её исторического союзника. Додик до последнего момента противился привлечению армии к охране границ, но коронавирус смешал все планы.
«Президиум одобрит возведение палаточных (карантинных. – Ред.) лагерей, а министерство обороны привлечет военных для их строительства, – заявил сербский член Президиума БиГ. – Роль армии будет заключаться в установлении и обслуживании этих лагерей... Многие из наших людей работают на Западе и из-за проблем с вирусом хотят вернуться домой. Мы должны быть готовыми встретить их, и единственный способ сделать это правильно – создать адекватные стационары, где они пробудут в карантине четырнадцать дней».
Ранее, в середине февраля, Народная скупщина РС приняла решение о бойкоте государственных структур БиГ всех уровней. Это произошло после того, как Конституционный суд БиГ постановил считать все сельскохозяйственные земли общественного пользования Республики Сербской собственностью Сараево. В ответ Додик потребовал прекратить полномочия иностранных судей КС (всего их девять, из них трое назначаются председателем Европейского суда по правам человека), запретивших празднование Дня Республики Сербской. Додика поддержал его давний союзник – настоящий лидер боснийских хорватов Драган Чович (в Президиуме общину представляет избранный благодаря голосам мусульман его оппонент). В ответ на сербов обрушились мусульманские верхи БиГ во главе с Бакиром Изетбеговичем. Их поддержали верховный представитель по БиГ Валентин Инцко и послы пяти ведущих западных держав (США, Великобритании, Италии, Франции и Германии), после чего РС и приняла решение о бойкоте.
«Я думаю, что есть угрозы, к которым мы относимся очень серьезно, – заявил заместитель помощника госсекретаря США по европейским и евразийским вопросам Мэтью Палмер. – Разумеется, к ним относится блокада государственных учреждений… Любой, кто придерживается антидейтонских взглядов, рискует получить ответ от Соединенных Штатов».
Однако дожидаться американского ответа боснийским сербам не пришлось – эпидемия побудила сербских чиновников возобновить работу в органах власти БиГ. Это не означает прекращения противоречий, раздирающих такой продукт Дейтонских соглашений (1995), как Босния и Герцеговина, – странное государство, состоящее из двух разнородных частей и управляемое иноземным Верховным представителем. Сербская община БиГ по-прежнему испытывает давление; решено переселить мигрантов-мусульман из Бихача в сербское село Липа, куда спустя четверть века начали возвращаться сербские беженцы. А власти боснийской столицы Сараево, откуда были изгнаны 150 тыс. сербов, задумали срыть 13 тыс. сербских могил, уничтожив сербское кладбище…
Необходимость борьбы с эпидемией дала сербам БиГ передышку, но их бой за право быть хозяевами на родной земле продолжается.
Фото: alfi.lt