Развёртывание в США ограничительных противоэпидемических мер, угроза разорения в среднесрочной перспективе американских компаний по добыче сланцевой нефти из-за снижения мировых цен на нефть до уровня рентабельности сланцевой добычи, обвал биржевых котировок американских акций в марте – всё это создало новую ситуацию для администрации Трампа накануне президентских выборов.
Экономические аналитики и эксперты в США в массе своей согласны с тем, что рецессия в американской экономике уже началась, но расходятся в сроках её окончания. Аналитики Bank of America в записке для клиентов 19 марта прогнозируют во втором квартале сокращение 3,5 миллиона рабочих мест и падение ВВП США на 12%, а за полный год – на 0,8%.
Главный экономист Morgan Stanley Четан Ахья проинформировал, что компания рассматривает рецессию в глобальной и американской экономике в 2020 году как базовый сценарий для прогнозов. По этому сценарию квартальный ВВП США замедлится и не восстановится до первой половины 2021 года.
Похожий прогноз выдаёт Джеффри Гундлах из инвесткомпании DoubleLine Capital, который считает, что риск вхождения США в рецессию к концу 2020 года составляет 90%.
То есть, по этим прогнозам, рецессия охватит всю президентскую предвыборную кампанию в США и сам момент выборов президента. В итоге Трамп лишается своего главного аргумента в предвыборной кампании – стабильности и роста американской экономики. Это повлияет и на перспективы Трампа на ноябрьских выборах, и на торгово-тарифные конфликты США с КНР и другими странами.
Трамп может столкнуться с критикой как со стороны оппонентов, так и внутри Республиканской партии. В этой ситуации у него есть два варианта действий в отношениях с КНР:
1. Оживить экономику, смягчив курс в отношении Китая, отказаться как минимум от дальнейшего повышения тарифов на китайский импорт, а в идеале вернуться к прежним тарифам, выполнить в полном объёме соглашение первого этапа и убрать провокационные требования к КНР по изменению экономической модели на переговорах по второму этапу. Снижение тарифов уменьшило бы для потребителей в США и американских импортёров китайских товаров экономические издержки карантинных ограничений;
2. Обострять отношениях с КНР дальше, отвлекая избирателей от проблем в экономике и сплачивая на антикитайской основе своих сторонников и Республиканскую партию в целом.
Администрация Трампа пока идёт по второму пути. Более того, Белый дом усиленно политизирует пандемию коронавируса, пытаясь связать политико-экономическую модель КНР с распространением вируса. Последние месяцы риторика американских политиков и официальных лиц Белого дома насыщена расистскими антикитайскими штампами. В США участились факты преследования журналистов китайских СМИ, стали обычными двойные стандарты в оценке одних и тех же ограничительных мер в КНР и на Западе.
В начале марта госсекретарь США М. Помпео обвинил Китай в предоставлении США «несовершенных» данных относительно происхождения вируса и ситуации с эпидемией. Дело дошло до «жаркого телефонного разговора» между членом Политбюро ЦК КПК Яном Цзечи и госсекретарем США Майком Помпео.
При этом КНР в режиме реального времени, с первого дня обнаружения коронавируса информирует ВОЗ и собственных граждан об эпидемической ситуации. Китайские власти передали образцы вируса для изучения другим странам, а китайские вирусологи сообща работают над противовирусной вакциной с иностранными коллегами.
Президент США Трамп 18 марта во время пресс-конференции назвал COVID-19 «китайским вирусом», несмотря на просьбы официального Пекина не использовать это оскорбительное для Китая выражение.
Советник Трампа Келлиан Конвей принялась защищать пропагандистский термин «китайский вирус» в твитах и пресс-конференциях, утверждая, что это просто «ссылка на происхождение вируса».
В середине февраля The Wall Street Journal опубликовала в связи с эпидемией в КНР расистский комментарий «Китай – настоящий больной человек Азии», отказавшись извиниться. В ответ три американских журналиста этого издания, работавшие в Пекине, были высланы из страны. Вашингтон использовал это как повод выслать из США в марте 60 журналистов китайских СМИ без конкретной причины и серьёзно ограничить профессиональную деятельность оставшихся.
Белый дом пытается сделать КНР «козлом отпущения» за рост эпидемии в США, прикрывая свои упущения в борьбе с эпидемией и крупные недостатки американской системы здравоохранения. В Китае подметили противоречия в позиции Трампа с его прежними заявлениями, когда он высоко оценивал усилия Китая по борьбе с вирусом и благодарил Пекин за обмен данными и сотрудничество. Сейчас же Трамп жалуется, что Китай поздно проинформировал США о вирусе.
Китайская Global Times в редакционной колонке 19 марта предположила, что причинами политизации Белым домом истории с коронавирусом является обострение пандемической ситуации в США в результате просчётов американских властей и продолжающийся обвал американского фондового рынка. А перед избирателями надо оправдываться.
Китайские эксперты опасаются, что всё это приведёт к эскалации китайско-американской напряжённости «в широком спектре областей».
Фото: REUTERS/Lucas Jackson