К сожалению, недалеки, видимо, те времена, когда вновь придётся, прибегая к терминологии времён Второй мировой войны, именовать японских политических лидеров и генералов «милитаристами» и «военщиной». Казалось бы, Япония – давно демократическая страна, а её вооружённые силы, хотя и наращиваются, но формально запрещены конституцией страны. Военнослужащим японских сил самообороны не рекомендуется, например, чтобы не раздражать население, щеголять в общественных местах в форме, а влияние генералов и полковников на политику до последнего времени вуалировалось.
Однако время от времени японские военные прорываются в СМИ со своими предупреждениями относительно «противников Японии». А таковыми, что бы ни говорил неизменно излучающий радушие и улыбающийся на встречах с президентом В. Путиным японский премьер-министр Синдзо Абэ, в Стране восходящего солнца считают в первую очередь Китай и Россию. И как иначе, если эти страны названы в Стратегии национальной безопасности США основными противниками Америки, которым требуется противостоять? Противостоять в том числе совместно с Японией, ибо Япония – ближайший и самый верный, даже более верный, чем европейские члены НАТО, военный союзник США. Японские лидеры не устают это повторять, заявляя, что «краеугольным камнем» японской политики является военный альянс с Америкой. И не стесняются называть свою страну американским «непотопляемым авианосцем». Не забывают этого японские генералы и сейчас, когда распространение эпидемии коронавируса превратилось во всемирную опасность, пандемию.
На днях солидное японское информационное интернет-издание Japan Business Press предоставило свои страницы генерал-майору в отставке Такаси Фукуяме, отрекомендовав его как военного политолога, советника президента крупной корпорации ВПК «Коё сангё», бывшего начальника штаба Западного округа обороны Японии. Генерал выразил озабоченность ситуацией, но не быстрым распространением коронавируса, а инфицированием команд американских авианосцев, опасаясь, что это может привести к утрате боеспособности ударных сил ВМС США.
«По имеющимся данным, из 11 действующих атомных авианосцев США на четырех выявлены вспышки инфекции коронавируса COVID-2019. Это «Теодор Рузвельт», «Рональд Рейган» (базируется на американской военно-морской базе в Йокосуке, Япония), «Карл Винсон» и «Нимиц». Несмотря на это, в интервью телеканалу CBS американский министр обороны Марк Эспер утверждал, что «в американских вооруженных силах отсутствуют проблемы с задействованием при необходимости системы немедленного реагирования». Он также подчеркнул, что «100-тысячная военно-морская группировка ВМС за границей поддерживает должный уровень бдительности и продолжает сдерживание Китая и Северной Кореи», – сообщает Фукуяма.
Озабоченность по поводу «сдерживания Китая и Северной Кореи» генералом акцентируется: эти страны могут-де воспользоваться выходом из строя (из-за массового заражения) команд американских авианосцев. «Вполне возможно, что, имея в виду подъем своего авторитета внутри КНР (в результате успешных действий по недопущению распространения коронавируса. – А.К.), Си Цзиньпин может пойти и на какую-то военную провокацию. Хорошо, если ее острие не окажется направленным на острова Сэнкаку. Но кто может знать?» – пугает японцев генерал.
При этом пускаются в ход прямые оскорбления в адрес и Китая, и нашей страны. Чего стоит один подзаголовок генеральской статьи: «Китай и Россия – известные «воры на пожаре», необходимо внимание к островам Сэнкаку». Разбушевавшись, японский вояка пренебрегает всеми дипломатическими нормами, сравнивая наши страны с падальщиками-кондорами. «Китай и Россия – это настоящие «кондоры» мирового сообщества, которые нападают на другие страны, показавшие свою слабость». И всё – в худших традициях враждебной пропаганды времён холодной войны.
Что же позволяет претендующему на респектабельность японскому генералу, «автору многочисленных книг и статей», отпускать по адресу нашей страны столь низкопробные сравнения? Оказывается, поведение России во время трагических событий в Фукусиме. Читаем: «В 2011 году, в период Великого восточно-японского землетрясения, когда японские силы самообороны направили 100 тысяч военнослужащих на помощь пострадавшим районам и поиски погибших и пропавших без вести, Россия послала в близлежащее к Японии воздушное пространство разведывательные самолеты Су-27 и Ил-20», – вскрывает «коварство русских» запятнавший враньём честь офицера Фукуяма.
Именно враньём, потому что генерал ни слова не говорит о бескорыстной помощи российских спасателей-добровольцев, прибывших в районы бедствия, чтобы, рискуя здоровьем и жизнью, в загрязнённой радиацией местности вести поиск жертв и другие работы. Японцы, в отличие от автора пасквиля, помнят и ценят искреннее стремление русских помочь. По прошествии пяти лет с момента той катастрофы посол Японии в Москве Тоёхиса Кодзуки устроил в 2016 году в посольстве торжественный приём для спасателей МЧС. В своём выступлении посол сказал: «У каждого народа есть памятная дата, о которой невозможно забыть. Для японцев такой датой стало 11 марта 2011 года, день, когда произошло мощное землетрясение на востоке Японии. Я пригласил вас, чтобы поблагодарить за оперативно оказанную всестороннюю помощь, а также за теплоту и заботу, которые вы проявили пять лет назад». Посол напомнил, что «реакция российского правительства была одной из самых быстрых, отряд МЧС тут же прибыл на место стихийного бедствия и немедленно приступил к спасательным работам… Не менее важной была и духовная поддержка. Многие простые россияне приносили цветы к японскому посольству в память о жертвах землетрясения, присылали теплые письма и участвовали в сборе пожертвований».
Мне, как человеку, прожившему значительную часть жизни среди японцев и имеющему немало друзей в этой стране, по-человечески стыдно за генерала Фукуяму, воспитанного, видимо, силами самообороны Японии в духе ненависти к России и её народу.
В заключение хотелось бы выразить надежду, что в МИД РФ и Министерстве обороны РФ обратят внимание на подобные публикации в стране, с которой наши дипломаты и военные стремятся наладить регулярный дружественный диалог. Такие публикации разительно противоречат надеждам Москвы, высказанными министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым: «Возобновление нашего диалога в формате «2+2» в соответствии с договорённостью лидеров двух стран говорит об обоюдном стремлении вывести российско-японские отношения на качественно новый уровень, укрепить взаимное доверие и расширить сотрудничество по вопросам глобальной и региональной безопасности».
Да и японским министерствам иностранных дел и обороны не грех вразумить своих генералов, пусть и отставных, потребовав от них быть внимательными в отзывах о государствах, с которыми Япония состоит в дипломатических отношениях.
Фото: REUTERS/Issei Kato