Два года назад у лидера одесского «Правого сектора»* (запрещён в России) Сергея Стерненко произошёл уличный конфликт с двумя прохожими. Националист нанёс своим противникам ножевые ранения, погнался за одним из них, нагнал и нанёс ещё несколько ранений ножом. В результате отец троих детей Иван Кузнецов скончался.
Привлекать Стерненко к уголовной ответственности за убийство никто не спешил, хотя экспертиза признала, что Иван Кузнецов был зарезан в лежачем положении ножом, принадлежавшим Стерненко. Последний гулял на свободе, ему ничто не грозило, но с избранием Зеленского над ним вроде бы начали сгущаться тучи. Занявшая пост генпрокурора Ирина Венедиктова пообещала заняться делом Стерненко. Ответом стали шумные акции радикалов у стен офиса президента, а 15 мая стало известно, что «подозрения» предъявлены «нападавшим» на Стерненко Андрею Исайкулу (ныне находится за пределами Украины) и… погибшему Ивану Кузнецову. Стерненко, выйдя из здания СБУ, куда он был вызван 18 мая, предъявил пришедшим его поддержать активистам постановление о признании его потерпевшим. Поддержка «побратимов», заявил он, заставила СБУ сменить гнев на милость. То есть назначить убийцу жертвой.
Такого глумления 25-летнего уличного гопника над правосудием Украина, по-моему, ещё не видела. Поскольку главу СБУ Ивана Баканова и генерального прокурора Ирину Венедиктову относят к «людям Зеленского», то надо понимать, что команда поднять руки вверх перед национал-радикалами пришла с самого верха.
Ключевой фигурой в системе украинской власти является на сегодняшний день глава президентского офиса Андрей Ермак, выпускник киевского Института международных отношений, занимавшийся юридической деятельностью, а потом основавший кинокомпанию, продукцию которой закупал в основном телеканал «Украина», принадлежащий Ринату Ахметову. На протяжении трёх созывов Верховной рады Ермак работал помощником нардепа от Партии регионов Эльбруса Тедеева (олимпийского чемпиона по вольной борьбе), о связях которого с киевскими ОПГ писали немало.
Зеленский с Ермаком знакомы давно. После победы Зеленского на выборах тот назначил Ермака своим помощником по международным делам, а спустя несколько месяцев сделал его главой президентского офиса (администрации президента). Затем было отправлено в отставку правительство Гончарука и премьером стал Шмыгаль, в недавнем прошлом директор Бурштынской ТЭС, входящей в бизнес-империю Рината Ахметова. Новое правительство занялось в основном лоббированием интересов этого крупнейшего олигарха Украины. А Андрей Ермак стал соединяющим звеном между Ахметовым и Зеленским-президентом, убедив последнего поменять «генерального спонсора», отказавшись от услуг Коломойского.
Замечено, что Ермак и К0 развивают неуверенность Зеленского в себе и формируют такой образ главы государства в глазах населения. В итоге украинский избиратель уже практически не видит разницы между Зеленским и Порошенко.
Многие последние действия Зеленского будто специально направлены на то, чтобы выставить его в шутовском виде. Это не только история со Стерненко, но и трусливое, с оглядкой посещение Мемориала погибшим воинам в 5 часов утра 9 мая; это включение в перечень культурных организаций и лиц, против которых на Украине введены санкции, петербургского Эрмитажа, Московского государственного университета и даже космонавта Анатолия Шпаклерова за то, что тот фотографировал Крымский мост с борта Международной космической станции. Зато сняты санкции с Александры Муссолини, внучки «вождя фашизма» (официальный титул дуче), наложенные на неё за присутствие наблюдателем на выборах в ДНР/ЛНР. Видимо, санкции сняли из уважения к фамилии и заслугам деда.
Всё это не значит, что Ахметов готовит почву для смещения Зеленского. Ручной президент его устраивает. Задача в том, чтобы сделать его гарантированно ручным – лишившимся поддержки избирателей, политически и психологически полностью зависимого от свиты, не имеющим воли поменять свитское окружение.
Проект Ахметова долгоиграющий. До следующих выборов ещё несколько лет, а ситуации, когда хромые утки благополучно досиживают до окончания своих полномочий, не так и редки. На Украине это скорее правило, чем исключение.
При этом Рината Леонидовича Ахметова связывает прочное партнёрство с Петром Алексеевичем Порошенко, чьи позиции в последнее время укрепляются благодаря «нормализации отношений» с офисом Зеленского и его главой Андреем Ермаком. Схема выглядит вполне рабочей.