Без российских ракет американцы не долетят до Луны

Без российских ракет американцы не долетят до Луны

Поэтому NASA приглашает к сотрудничеству Роскосмос

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Роскосмос получил от американского космического агентства NASA проект меморандума по участию в cоздании окололунной станции Gateway, согласованный с Госдепом США. В Роскосмосе изучают присланный меморандум, чтобы сформулировать условия и формат российского участия в программе Gateway, – сообщило 29 мая РИА «Новости».

Ранее переговоры между NASA и Роскосмосом о сотрудничестве в лунной программе неоднократно срывались из-за противодействия американских сенаторов. А что теперь?

Все пилотируемые экспедиции NASA стартовали до сих пор с помощью российских ракет-носителей с Байконура. На 27 мая был намечен первый пилотируемый старт корабля Crew Dragon с мыса Канаверал во Флориде, но он сорвался.

NASA вело прямую трансляцию подготовки к старту.

Однако запуск был отменён по причине плохих погодных условий (туман и низкая облачность), хотя наблюдать за запуском прибыли президент США Дональд Трамп, вице-президент Майк Пенс и другие американские официальные лица.

Для возобновления пилотируемых полётов NASA заключило контракты с компанией Илона Маска SpaceX и корпорацией Boeing, которые создали корабли Crew Dragon (ракета-носитель Falcon 9) и Starliner (ракета-носитель Atlas-5 N22, использующая российские двигатели РД-180). В марте 2019 года Crew Dragon совершил первый испытательный беспилотный полет на МКС. В декабре того же года первый такой полёт выполнил корабль Starliner, но из-за технических неполадок его стыковку с МКС отменили.

И вот теперь – отмена старта корабля Crew Dragon из-за плохой погоды. В NASA хорошо усвоили урок гибели шаттла «Челленджер» в 1986 году. Причиной взрыва «Челенджера» стали резиновые уплотнительные кольца твёрдотопливного ускорителя, которые при низкой температуре воздуха в день старта потеряли эластичность, что нарушило герметичность корпуса ускорителя и привело к взрыву жидкого водорода. В NASA знали, что запуск ракеты при низкой температуре воздуха чреват катастрофой, но торопились, пошли на риск, а инженерам и техникам, знавшим об угрозе катастрофы, заткнули рты.

После этой трагедии NASA тщательно мониторит метеосводки и избегает стартов в плохую погоду. Это говорит, помимо прочего, об узком диапазоне погодных условий, при которых возможен безопасный старт американских ракет-носителей.

Сборочный цех ракеты SLS

Сборочный цех ракеты SLS

Проблемы у американцев не только с ракетами для пилотируемых полётов, но и с ракетой-носителем SLS (Space Launch System), которую NASA разрабатывает самостоятельно и предполагает использовать в лунной программе Artemis и в проекте космической станции Gateway. В мартовском отчёте генерального инспектора NASA Пола Мартина говорится, что бюджет, выделенный на разработку ракеты, превысил норму на два миллиарда долларов, а разработка отстаёт от графика на несколько лет.

Большинство проблем с разработкой SLS связаны с работой компании Boeing. Компания занимается разработкой первой ступени ракеты (корпус, главные двигатели, резервуары с топливом и другие системы). Первый тестовый полёт был запланирован на июнь 2017 года, затем перенесён на декабрь 2019 года. Теперь тесты начнутся ещё позже. Причиной задержек и переносов Пол Мартин называет «плохую работу» Boeing.

В итоге расходы на весь проект серьёзно увеличатся. К 2021 году NASA вынуждено будет потратить $8,9 млрд только на то, чтобы Boeing закончила первую ступень. Сумма в два раза превышает первоначальную смету. Сюда нужно добавить стоимость других контрактов по подготовке к запуску ракеты SLS. Например, главные двигатели создаются компанией Aerojet Rocketdyne, и контракт с ней оценивается в $2 млрд. Общий бюджет на разработку SLS, начатую ещё в 2010 году, уже составляет около $12 млрд, и это далеко не окончательная сумма.

Хотя Boeing заявляет, что задержки связаны с недостатком финансирования, в NASA отвергают такие обвинения, утверждая, что Boeing не вполне понимала стоящие перед компанией задачи и не смогла дать чёткие ориентиры по срокам и бюджету. Не на высоте была и эффективность разработок инженеров компании. Иногда задержки возникали в результате сбоев в работе оборудования.

В отчёте упоминаются и проблемы в работе NASA, которые, как можно понять, связаны с коррупцией. Boeing получала большие бонусы от NASA, несмотря на свою плохую работу. С 2014-го по 2018 год компания потратила на $600 млн больше запланированного и при этом сорвала сроки работ. Несмотря на это, NASA выделило дополнительное вознаграждение компании в $323 млн.

Проблемы с созданием американской лунной ракеты-носителя были очевидны давно, и NASA постоянно изъявляло готовность к сотрудничеству с российскими инженерами. Публикация мартовского отчёта генерального инспектора NASA окончательно поставила крест на надеждах американцев создать надёжные носители для программ освоения дальнего космоса.

В январе 2019 года Дмитрий Рогозин сообщил, что NASA просит российскую сторону разработать версию корабля «Союз», способную летать до Луны, с целью создания второй резервной транспортной системы.

Лунная версия «Союза» предполагается разрабатывать без американского финансового участия. Рассматривается также схема использования спецверсии космического корабля «Союз МС», стартующего с орбиты МКС. В этом случае перелётный модуль будет состоять из корабля «Союз МС» и разгонного блока, доставляемых к МКС двумя запусками ракет-носителей «Союз-2.1а». Перелётный модуль предполагают собирать в космосе под контролем экипажа российского сегмента МКС. Параллельно с модернизацией «Союза» в Роскосмосе рассматривают создание для полётов к Луне корабля «Федерация».

Ранее, весной 2018 года, NASA предложило Роскосмосу изготовить для окололунной станции Gateway шлюзовой модуль для выходов экипажей в открытый космос. 16 мая врио замдиректора NASA Майкл Гоулд заявил, что участие России в проекте Gateway может стать первым шагом в подписании соглашения Москва – Вашингтон по лунной программе Artemis. «Россия выразила интерес в участии в программе Gateway», – сказал Гоулд.

В NASA уже разработаны основные принципы международного соглашения по исследованию Луны – Artemis Accorde. США планируют привлечь несколько стран-партнёров. Программа предусматривает создание зон безопасности для предотвращения «злонамеренного вмешательства» в добычу ресурсов на Луне. Тем, кто будет разрабатывать лунные месторождения, будет предоставлено право стать их владельцами. NASA утверждает, что в основе Artemis Accorde лежат принципы Договора о космосе 1967 года.

Ранее агентство Reuters сообщало, что Госдеп США готовит проект нового международного соглашения по добыче ресурсов на Луне, к которому Вашингтон намерен подключить Канаду, Японию, Евросоюз, ОАЭ. России на этом этапе среди партнёров США не будет – против подключения к проекту Москвы выступил Пентагон. Правда, Майкл Гоулд назвал сообщения о том, что США не желают участия России в программах освоения Луны, некорректными.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отметил, что предлагаемый Соединёнными Штатами проект соглашения о добыче ресурсов на Луне требует глубокого анализа с точки зрения международного законодательства.

Представляется, что в данном случае близок к истине Дмитрий Рогозин, сравнивший планы США по добыче ископаемых на Луне с вторжением американцев в Ирак: сначала создаётся «коалиции желающих», затем предпринимаются действия, «минуя ООН и даже НАТО».

Для освоения же Луны и дальнего космоса Россией критическим фактором является разработка новых отечественных сверхтяжёлых ракет.

Статьи по теме