Власти Польши всполошились из-за слов президента России Владимира Путина в интервью американскому изданию National Interest о том, что лидеры западных государств, в том числе Польши, стараются замести факт участия в Мюнхенском сговоре 1938 года под ковёр, чтобы скрыть доказательства союза с гитлеровской Германией.
Глава российского государства напомнил, что Советский Союз был единственным, кто предложил Чехословакии военную помощь во избежание её раздела между Польшей и Третьим рейхом. Западные гаранты территориальной целостности Чехословакии – Великобритания и Франция – позорно согласились с требованиями фюрера, а Польша непосредственно участвовала в уничтожении чехословацкой государственности.
«Президент России не впервые пытается реанимировать сталинскую версию новейшей истории… с поразительным цинизмом свалить вину за развязывание [Второй мировой] войны именно на Польшу – жертву совместной агрессии СССР и Германии», – заявил Польский институт национальной памяти (ПИНП), обвинив российского президента в одностороннем подходе к истории польско-чехословацких конфликтов 1919-1938 годов.
Таких конфликтов было два – в 1919 и 1920 годах, они закончились разделом Тешинской области на западную (чехословацкую) и восточную (польскую) часть. В 1938 году Варшава не удержалась от соблазна отобрать чехословацкий Тешин силой, вторгшись в Чехословакию одновременно с немцами. При этом Варшава провела у границы с Советским Союзом военные учения с применением танков, артиллерии и конницы, пообещав сбивать советские самолёты, если они полетят на помощь чехословакам через воздушное пространство Польши.
Примечательно, что ПИНП в своём заявлении обошёл стороной факт соучастия поляков в разделе Чехословакии (сказать-то нечего), сведя претензии к расстрелу польских офицеров в Катыни в 1940 г. и Освободительному походу РККА в Польшу в 1939 г. Официальную позицию по Катыни Москва высказывала неоднократно, и эта тема к Мюнхенскому сговору 1938 г. не имеет отношения. Освободительный поход РККА в Польшу в 1939 г. начался на семнадцатый день польско-германской войны, когда от польского государства остались ошмётки, а польское правительство пряталось в Румынии. Своевременное выдвижение подразделений РККА навстречу немцам предотвратило их приближение к советским границам.
Никакой договорённости о совместном нападении на Польшу между Москвой и Берлином никогда не существовало. Например, командование Красной армии ответило отказом на предложение немцев вместе штурмовать польский Львов.
В случае с Чехословакией Польша вела себя иначе: сначала выдвинула Праге ультиматум, потом перешла к засылке диверсантов и нападений на военные и гражданские объекты, а затем – к прямой агрессии. И сегодня Польше всё сложнее изображать жертву Второй мировой войны.
Соб. корр. ФСК