Летняя пора в Ираке всегда знойная – температура 48-50 по Цельсию в тени никого не удивляет, и местные жители её стоически переносят, несмотря на перебои с электроснабжением. Иракцы привыкли и к накалу политических страстей, но то, что происходит сейчас, выходит за пределы. Набирает силу конфликт между центральными властями и проиранским «шиитским ополчением». По численности и боевым возможностям формирования «ополченцев» приблизились к регулярной армии и все призывы разоружиться воспринимают как оскорбление. Радикальные шиитские группировки выдвигают требования не только к парламенту и правительству, но к другим странам, не ограничиваясь демонстрациями.
Посольство США в Багдаде уже многократно подвергалось попыткам штурма, дело доходило до эвакуации посла и других сотрудников. Частота обстрелов дипмиссии из миномётов и неуправляемыми реактивными снарядами возросла настолько, что систему ПВО посольства усилили скорострельными артиллерийскими установками и ЗРК «Пэтриот» – беспрецедентный случай в истории межгосударственных отношений. Терпению Вашингтона пришёл конец, и там в жёсткой форме потребовали от премьера М. аль-Кязыми обеспечить безопасность американских граждан и выполнить взятые на себя обязательства.
Обстрелы действительно стали почти ежедневными, и глава правительства вынужден реагировать. Источник угрозы очевиден: за нападениями стоят шиитские радикальные формирования, ориентированные на Тегеран, а группировка «Кятаиб Хизболла» заявляет о готовности «продолжать борьбу до последнего американца на иракской земле». С неё и решили начать.
В ночь на 26 июня бойцы контртеррористического подразделения иракских спецслужб вместе с американскими военными провели спецоперацию в районе Дора (южный пригород Багдада). Итогом стало задержание нескольких десятков человек (в том числе граждан Ирана), 14 из них оказались боевиками «Кятаиб Хизболла». Были обнаружены и изъяты не менее 10 реактивных снарядов, готовых к применению.
Реактивный снаряд, подготовленный ополченцами к стрельбе из кустарной пусковой установки
В ответ сотни ополченцев «аль-Хашд аш-Шааби» окружили штаб-квартиру антитеррористических сил в Багдаде, требуя освободить арестованных. В результате переговоров «активисты сопротивления» были освобождены «за отсутствием надежных доказательств», после чего боевики организовали митинг «в ознаменование победы над правительством Ирака», сжигая флаги США и Израиля, а также портреты премьер-министра М. аль-Кязыми. А в Тегеране со стороны руководства КСИР прозвучали призывы «отрубить руку» главе иракского правительства.
Такой личный выпад нельзя было оставить без последствий, и 27 июня Мустафа аль-Кязыми распорядился убрать портреты иранского президента Хаменеи и убитого генерала К. Сулеймани с улиц, площадей и из иных общественных мест. А затем последовали меры, которые вряд ли кто ожидал. Распоряжением главы правительства были прекращены выплаты денежного довольствия членам формирований «народного ополчения». Официальная формулировка – в связи с тяжёлой финансово-экономической ситуацией, но военнослужащие регулярной армии, МВД и спецслужб получили зарплату вовремя.
4 июля из органов государственной власти был удалён лидер шиитского «народного ополчения» Фалех аль-Файяд, который ранее занимал сразу два важных поста – секретаря Совета безопасности и советника премьер-министра по вопросам национальной безопасности. С таким совмещением решили покончить. Новым секретарём Совбеза стал выходец из спецслужб генерал-лейтенант Абдель Гани аль-Асади, бывший командующий силами по борьбе с терроризмом. Должность советника премьера осталась за ставленником «ополченцев» – им стал Касем аль-Араджи, который в 2016-2019 годах являлся главой МВД.
Зелёная зона в Багдаде, где расположены правительственные учреждения и посольства
Госсекретарь США Майк Помпео обвинил уволенного аль-Файяда в причастности к организации нападения на посольство США в Багдаде 31 декабря 2019 года. Первой импульсивной реакцией ополченцев стал очередной ракетный обстрел, но средства ПВО посольства США перехватили цели на подлёте. Снаряд, направленный на американскую базу в районе международного аэропорта, упал, не взорвавшись, а тот, что достиг Зелёной зоны, попал в жилой дом и ранил трёх человек, включая ребенка.
Посольство США в Ираке
Действия правительства деморализовали проиранские группировки настолько, что они пока выступили лишь с одной инициативой – добиться приглашения премьер-министра М. аль-Кязими в парламент для отчёта о борьбе с коронавирусом. Ситуация с этим заболеванием в стране действительно беспокоит, но она не настолько критична, а к теме обострившегося противостояния и вовсе не имеет отношения.
Премьер-министр Ирака М. аль-Кязыми
Между тем премьер М. аль-Кязыми дал понять, что намерен идти гораздо дальше. Он объявил о скором начале масштабной кампании по возвращению под контроль государства морских и авиационных портов, а также погранпереходов. Заявление сенсационное: глава правительства публично признал, что государство не контролирует важнейшие стратегические объекты!
Остроты добавляет тот факт, что Турция в последние два месяца провела на территории Ирака четыре крупномасштабные войсковые операции с применением спецвойск, авиации и артиллерии против членов Рабочей партии Курдистана (в Анкаре их считают террористами). 29 июня министр обороны Турции Хулуси Акар заявил: «Наши войска работают днем и ночью, мы достигли заметных успехов. 41 террорист был нейтрализован, изъято большое количество оружия и боеприпасов». Президент Р. Эрдоган признал, что на территории Ирака расположены 10 военных баз Турции, и их число будет увеличено до 24. В некоторых операциях совместно с турками участвовали военнослужащие ВС Ирана, и это тоже объясняет, почему «ополченцы» рьяно выступают за вывод ВС США, но очень вяло реагируют на активные боевые действия других стран на иракской территории.
Нельзя не отметить решение федеральных властей и руководства Курдской автономии объединить усилия в обеспечении безопасности под предлогом борьбы с остатками запрещённого в России «Исламского государства»*. 2 июля Багдад и Эрбиль договорились о том, что формирования «пешмерга» вернутся в провинцию Киркук и другие спорные районы в провинциях Дияла и Нейнава, откуда их вынудили уйти в 2017 году. Там уже формируются совместные оперативные органы управления, организованы КПП, разворачиваются логистические базы. Подразделения «ополчения» намечено вывести из этих районов; вероятно, следующим шагом будет их разоружение.
6 июля в Багдаде был убит Хишам аль-Хашеми, советник Кабинета министров по экстремистским группировкам, специалист по антитеррору, предположивший такое развитие событий. В связи с неоднократными угрозами ему была предоставлена государственная защита, но в момент нападения охраны рядом её не оказалось. Премьер М. аль-Кязыми взял ход расследования под личный контроль. Главные события – впереди.
Заглавное фото: 6 июля в Багдаде был убит советник Кабинета министров по экстремистским группировкам Хишам аль-Хашеми, REUTERS/Thaier Al-Sudani