26 июля польский государственный телеканал TVP Info сообщил, что в ближайшее время состоится запуск Белорусской АЭС. На первом блоке станции работы завершены на 98%, на втором – на 72%. Промышленная эксплуатация начнётся в следующем году, а физически реактор вступит в строй в августе.
Происходящее в Литве в связи с предстоящим запуском Белорусской АЭС напоминает тяжёлый, затяжной психоз. «Отец литовской независимости» Витаутас Ландсбергис призвал жителей Вильнюса выходить на митинги протеста, чтобы не позволить посредством российской электроэнергии поработить Литву. Ранее Ландсбергис называл БелАЭС, возведённую Белоруссией в сотрудничестве с «Росатомом», «гильотиной» и «гробом» для Литвы.
Пример литовской пропаганды: спасите детей от Островецкого монстра и Путина! Фото: valstybe.eu
Даля Грибаускайте назвала станцию под Островцом «неконвенциональным» оружием России. Её преемник Гитанас Науседа созвал Совет обороны и обратился к Минску с призывом не проводить стресс-тесты на станции и не подвергать опасности жителей Белоруссии и соседних стран. 28 июля глава МИД Линас Линкявючис и министр энергетики Жигимантас Вайчюнас попросили белорусских коллег Владимира Макея, Виктора Каранчкевича и начальника МЧС Владимира Ващенко не привязывать запуск АЭС к 9 августа – дате выборов в Белоруссии. Науседа направил также письмо председателю Европейского совета Шарлю Мишелю с просьбой повлиять на Александра Лукашенко и убедить его не открывать станцию. Одновременно Вильнюс объявил о подготовке к учениям по гражданской обороне.
Подготовка к осенним учениям гражданской обороны в Литве. Фото: belsat.eu
Всё это выглядит как паранойя. Науседа отказался ехать на саммит президентов прибалтийских стран из-за того, что Латвия и Эстония спокойно воспринимают белорусскую атомную станцию; Рига даже планирует заключить договор с Минском о поставках электроэнергии. А прошлой осенью в Вильнюсе побывал тогдашний министр энергетики США Рик Перри, который посоветовал обратить внимание на выводы МАГАТЭ, указывающие на безопасность БелАЭС; у американцев свой интерес: они собираются продавать Белоруссии топливо для ядерных реакторов.
На этом фоне Польша занимает позицию, которую иначе как иезуитской, не назовёшь.
Варшаву совершенно не волнует, к примеру, чешская АЭС «Дукованы» (сооружалась при помощи СССР и заработала в середине 1980-х годов), находящаяся почти на таком же расстоянии от польской границы, как белорусская станция. В то же время Польша подыгрывает паническим настроениям в Литве, рассчитывая укрепиться на позициях регионального лидера в «восточной группе» государств-членов ЕС. 28 июля министры иностранных дел Польши, Литвы и Украины объявили о создании «Люблинского треугольника». Действо символическое: министры собрались в городе, где в 1569 году была подписана уния, положившая начало Речи Посполитой.
В польских планах Литве отводится важная роль. Два-три года назад Витольд Ващиковский, Яцек Чапутович, Кшиштоф Тхужевский выступали против станции под Островцом и заявляли, что покупать её электроэнергию Польша не будет. А правительственный уполномоченный по стратегической энергетической инфраструктуре Петр Наимский пообещал даже демонтировать остатки линии электропередач Россь – Белосток, не используемой с 2005 года. В конце 2019 г. польское Агентство материальных резервов заключило договор на поставку йодсодержащих таблеток на случай «радиационной аварийной ситуации» и отказалось раскрыть подробности, сославшись на «секретность».
Не жалеют чёрной краски для БелАЭС и польские СМИ. Старательно распространяют ужасы о «втором Чернобыле», сочиняемые в Литве, запугивают население. Навязывают мысль о том, что станция губительна для Белоруссии; этим же занимаются подконтрольные полякам белорусские оппозиционные ресурсы вроде «Хартии’97».
Вместе с тем Варшава ведёт игру с Минском. Четыре года назад тогдашний посол Польши в РБ Конрад Павлик проговорился о том, что рассматривается возможность импорта в Польшу электроэнергии с Белорусской АЭС. В Литве произошёл переполох, но поляки свалили всё на российскую пропаганду, якобы исказившую слова дипломата. А в декабре 2019-го гендиректор «Белэнерго» Павел Дрозд сообщил, что поставки таки обсуждаются; затем в июньском интервью «Гродненской правде» Дрозд осторожно заметил: «В настоящее время ведутся переговоры и консультации с рядом компаний по вопросам развития межгосударственных электрических связей».
Экспорт из Белоруссии Польше нужен, особенно её северо-восточным регионам, испытывающим дефицит электроэнергии. К тому же Польша очень зависит от угля, а Брюссель требует от Варшавы сократить вредные выбросы. Решением проблемы могут стать поставки с БелАЭС. К такому выводу пришли, например, эксперты польской аналитической компании «Форум Право для развития» (компанией руководит Конрад Хеннинг, недавно работавший в Центре стратегического анализа канцелярии премьер-министра Польши).
Петр Наимский
Экспертов Хеннинга подвергли разгромной критике, а Пётр Наимский заявил, что закупки с атомной станции в РБ подорвут фундаментальный принцип энергетического суверенитета, поэтому Польша построит свою АЭС. Кстати, первая такая попытка предпринималась в социалистической ПНР, но помешал развал СССР.
Заброшенная польская АЭС «Жарновец», строившаяся при поддержке Советского Союза. trojmiasto.pl
Короче, планы строительства польской АЭС есть, а денег нет: уже на предварительном этапе нужно потратить 30 миллиардов долларов, что Польше не по плечу. Несколько дней назад Конгресс США разрешил финансировать проекты атомной энергетики за пределами Соединённых Штатов, и теперь в Варшаве питают надежды, что возведение АЭС оплатят американцы.
Ничто, однако, не говорит о том, что эти надежды оправдаются. Единственный выход – поставки электроэнергии с БелАЭС. Здесь во многом повторяется история с трубопроводом Baltic Pipe, который должен соединить Польшу с норвежскими месторождениями в Северном море и сделать «независимой от России», после чего с нехваткой топлива и сырья столкнутся другие партнёры Норвегии, которым придётся обратиться к российскому «Газпрому». Ну а в ситуации с БелАЭС выгодополучателями окажутся Республика Беларусь и Российская Федерация, станция ведь построена на российские деньги.
Художник Игорь Ярошенок