Накануне президентских выборов в Молдавии вновь вспомнили про «унирю» – объединение с соседней Румынией. На этот раз идею «унири» решили использовать комбатанты, на митингах которых в июле призывы к объединению с соседней страной звучали достаточно часто.
Экс-глава МВД и экс-глава Минобороны Молдовы, а ныне председатель Демократического форума румын в Молдавии Ион Косташ уверен, что у страны может появиться шанс войти в семью цивилизованных европейских народов только после объединения с Румынией.
Косташ – бригадный генерал, командовавший операцией «по восстановлению конституционного порядка в Приднестровье» в 1992 году – создал «Совет европейской интеграции», который и будет заниматься «возвращением Бессарабии в Румынию». Об этом он заявил в четверг на пресс-конференции в Кишинёве.
Второй соучредитель «Совета», также ветеран Приднестровской войны Георгий Рэйляну считает Молдавию «вторым румынским государством», которое «было создано коррумпированными чиновниками».
«Государство уже почти три десятилетия в агонии. Граждане покидают страну, они не в состоянии справиться с постоянными вызовами их благополучию и безопасности. А внутри страны существует пятая колонна – манкурты, которые относят себя к мифическому Русскому миру»,
– заявил Рэйляну.
По его мнению, тот факт, что более 50% граждан Молдовы имеют гражданство других европейских стран, говорит о том, что молдаване стремятся в Европу. Тут, конечно, с комбатантом можно поспорить – молдаване получают вторые гражданства для того, чтобы была возможность уехать на заработки и прокормить семью, ведь в Молдавии это сделать сегодня невозможно и это действительно та проблема, которую нужно решать.
Но у ветеранов другие цели, задачи и приоритеты.
«Цель создания Совета европейской интеграции – возврат в лоно первого румынского государства и вхождение вместе с ним в сообщества стран, где правят закон и демократические нормы»,
– обозначил эти цели Рэйляну.
В то же время президент Молдовы Игорь Додон считает, что унионистские идеи угрожают национальной безопасности страны.
«Те, кто выступает за ликвидацию Республики Молдавия, к ним должны быть приняты соответствующие меры со стороны государства. Но для того, чтобы они не пошли в международные суды, как у нас уже было, нужно поменять некоторые нормы конституции»,
– заявил Додон.
Все четыре года своего президентства Додон говорил о том, что идеи унионизма должны быть запрещены на законодательном уровне, однако его позицию в парламенте разделяют лишь депутаты-социалисты.
По мнению же первого главы МИД Приднестровья Валерия Лицкая, объединение двух стран сегодня – это утопия.
«Любое объединение – это огромные деньги. Чтобы подтянуть Республику Молдова хотя бы до уровня Румынии, столько денег надо в неё вложить, что таких средств у Румынии нет, а Евросоюз их не даст. Я уже не говорю о геополитической обстановке, а она сейчас категорически не позволяет нарушить хрупкий баланс, который существует на Балканах»,
– уверен Лицкай.
Насчёт денег он явно преувеличил – на такое дело средства всегда найдутся, особенно кредитные, но вкладывать их будут отнюдь не в «подтягивание Молдовы до уровня Румынии». А вот про «хрупкий баланс» – это верно, причём речь стоит вести не о геополитики, а о ситуации внутри страны, учитывая позицию Гагаузии. Очевидно, что этот «хрупкий баланс» ныне пытаются нарушить, используя участников приднестровского конфликта. А заодно и конфликт снова разжечь.
Соб. корр. ФСК