Вечером 9 августа стали известны данные белорусских официальных экзитполов: у Лукашенко 78,9-79,7%, у его соперницы Тихановской – 7,9-6,8%. Одновременно с этими данными были опубликованы итоги экзитполов на зарубежных избирательных участках: всё с точностью до наоборот – у Тихановской 79,69%, у действующего главы государства 6,25%. Организаторы опросов за рубежом утверждают, что изучили аудиторию в 6572 человека на 19 участках.
Глава ЦИК Беларуси Лидия Ермошина обратилась к оппозиции с призывом «спокойно принять поражение, поздравить победителя и не волновать массы». Однако «волновать массы» – это уже строка в сценарии, который придуман, продуман и обнародован телеграм-каналом NEXTA (более 404 тысяч подписчиков). Здесь и «памятка для протестующего» (рекомендации по одежде и экипировке, способам передвижения, контактированию, блокированию дорог, патрулированию города и подъездов к нему). Белорусские силовики в «памятке» именуются не иначе как карателями. План «А» – собрать толпу, занять центр Минска (и центры других городов), потребовать проведения других, новых выборов без участия в них Лукашенко.
Так называемая сцепка
Есть и план «Б», который логичнее было бы назвать планом «М» или в переводе с украинского (майдан) на белорусский – плошча. Основные события этого плана намечены на 10 августа. «Точкой невозврата» объявляются любые силовые действия власти, даже задержания. На региональные протесты возлагается задача блокировать местные исполкомы и требовать у их руководства присоединиться к протестующим, если же согласия на это не будет, назначать на должность градоначальника «человека из народа». NEXTA рекомендует также устанавливать на дорогах самодельные «ежи» и «незаметно пробивать шины в автозаках и микроавтобусах спецслужб».
На государственных предприятиях оппозиционеры призывают устроить «всеобщую забастовку»: собраться толпой и потребовать от руководителей поддержки «новых, честных выборов» и максимального содействия этому. Звучит странно, поскольку завод или отделение реанимации – не подходящее место для политических мероприятий. В Киеве в 2014 году подобные акции выглядели примерно так: активисты врывались в вуз с требованиями к преподавателям обеспечить присутствие студентов на евромайдане, а в общежитиях избивали тех, кто не имел желания протестовать. На Западной Украине предпринимателям, которые отказывались «максимально содействовать» революционерам, разбивали их офисы и торговые точки.
Белорусской оппозицией заявлены две цели – «превзойти силы карательных органов» и «установить прямую демократию» через «народное вече» и новую конституцию (требуют возврата к старой, образца 1994 года). «Вече» в Киеве тоже отлично помнится, особенно тот день, когда на таком «вече» под гимнопение и «молебны» униатов одичавшая толпа терзала окровавленного «беркутовца».
Протесты в Белоруссии в ночь после выборов
Для пущей убедительности план «Б» украшен фото из прошлого, на котором запечатлено, как протестующие переворачивают милицейскую патрульную машину, тут же наряду с БЧБ-флагами реет знамя украинских нацистов – УНА-УНСО* (запрещена в РФ).
Фото, украшающее план «Б»
«Украинский след» виден повсюду: и в деле с «группой Вагнера», которое оказалось спецоперацией спецслужб Украины, и в украинских гражданах, прибывавших в эти дни в Беларусь, внезапно решив наведать родственников и друзей. Одна из таких групп – 29 человек, которые путались в объяснениях о цели визита в Минск – была выявлена накануне дня выборов, 8 августа. Молодые люди 20-30 лет прибыли в белорусскую столицу одним рейсом. «Когда мы их рассредоточили и начали опрашивать, они не знали ни фамилий родственников, ни куда хотят поехать. И давали один телефон», – рассказал прессе глава Государственного погранкомитета Беларуси Анатолий Лаппо.
Ближе к ночи (общий сбор оппозиции был объявлен на 22 часа) в Минске стартовали уличные беспорядки, стычки с милицией, пролилась первая кровь. «Люди бьют ОМОН!» – рапортует белорусский интернет-портал TUT.BY.
Провокация – и на милиционеров налетают всей стаей, молодёжь и подростки, классические украинские «онижедети». Однако TUT.BY это трактует по-своему: «Люди толпой пытаются отбиваться от силовиков». Где же тут «отбиваться»?
К полуночи появились первые жертвы в Минске: телеграм-каналы крупным планом показали окровавленного парнишку в белой футболке, который утверждал, что его избили сотрудники ОМОНа. Посыпались вести с мест: дескать, где-то протестующие прогнали силовиков, а ещё где-то ОМОН сам снял каски и сложил щиты. А тут девушка выкрикнула из окна избиркома, что протоколы фальшивые и победа за Тихановской, а здесь «Лукашенко не набрал и 3%». И всё это абсолютно бездоказательно.
Вот телеграфируют из Пинска: милиция с народом! Через пару часов следующее сообщение («Беларусь сейчас»): ОМОН не сдаётся. То «читатели пишут», что «пересчитывают голоса» в городе N, то «члены комиссии пьяны», то 400 человек под горисполкомом, то 4000. Интернет утонул во лжи, направленной на взрыв обстановки в стране. Однако в МВД отчитались, что «милиция контролирует ситуацию на несанкционированных мероприятиях».
Вот жёсткое видео, как автозак сбивает человека. А вот кадр крупным планом: протестующий зачем-то полез на кабину грузовика.
«Сакральную жертву» белорусского протеста подсаживают на автозак
К двум часам ночи выяснилось, что в Гродно (где по прежним сообщениям милиция якобы тоже «сдалась») протестующие разошлись, но пообещали вернуться «большим числом». А после трёх часов стали пустеть улицы и в Минске. Правозащитный центр «Вясна» сообщил, что задержаны не менее 120 человек.
К слову, англоязычный вариант «Википедии» объявил президентом Белоруссии Светлану Тихановскую. А телеграм-каналы предложили сделать силовиков «изгоями общества»: дескать, частный бизнес должен отказывать в приёме на работу родственникам сотрудников МВД, уволить уже работающих без выходного пособия или «обозначить» им рабочее место – типа это близкий человек пособника режима. Параллельно канал NEXTA принялся публиковать слащавые, полуидиотские обращения к милиции: «Дружище! Ты же майор! Ты же всё понимаешь! Останови пацанов! За наше прекрасное небо! Леса! Поля! Дед у меня в деревне. У него мёд. Помню, как мы карасей в речке ловили! Я так люблю свою страну! Ты тоже! Ты всё понимаешь! Останови ребят!» И следом – карикатура: сотрудник ОМОНа возвращается домой в крови протестующих. И милиционеры уже не «дружищи», а «озверевшие бандиты».
Стайки и «сцепки» молодёжи – главная примета протеста
И повсюду, во всех без исключения стычках – юноши и молодые мужчины, которые стайками набрасываются на омоновцев. Не «народ», а хорошо подготовленные к уличному противостоянию группы молодёжи. Их задача: спровоцировать драки с ОМОНом, добиться ответных действий силовиков с тем, чтобы был повод обвинить их в насилии, а Лукашенко – в развязывании этого насилия. Мирным протестом здесь и не пахнет, хотя дамочки с букетиками для омоновцев – тот же трюк, что и в Киеве в 2014 году.
А вот и привычный для майданов букетик для ОМОНа
Фонарики – тоже майданная технология
Также обязательно присутствие невесты в белом платье
Утром 10 августа ЦИК Белоруссии объявил предварительные результаты голосования на президентских выборах: победил Лукашенко с результатом 80,23%, у Тихановской 9,9%, против всех – 6,02%. Три кандидата не набрали и 2% голосов. Явка составила 84,05%.
Телеграм-канал «Трыкатаж» назвал ночной протест «ритуальным и бесцельным»: «Куда и зачем шли тысячи людей? Они не захватывали здания, не устраивали «стационарной манифестации» под стенами ЦИК или АП. Единичные попытки разобрать тротуары и возвести баррикады были быстро пресечены. Не было и какого-то единого внятного требования – пересчёта голосов или отмены выборов…» Обнаружено и «слабое место режима – глубинка, провинция». Здесь же: «...можно напомнить о том, что торжеству киевского майдана предшествовали захват и, главное, разоружение в паре десятков областных центров Украины». Враньё, конечно, поскольку в 2014-м были захвачены арсеналы с оружием только на Западной Украине. А главное другое. Белорусский майдан назван-таки майданом.