США уступили в мировой экономике первое место Китаю. В 2014 году Китай вышел на первое место в мире по величине валового внутреннего продукта (ВВП), рассчитанного по паритету покупательной способности юаня по отношению к доллару США. Примерно в это же время Китай обошёл США по стоимостному объёму продукции промышленности. Однако есть сфера, где США имеют существенное преимущество перед своими китайскими конкурентами. По данным американского Национального совета по науке (National Science Board), в 2016 году доля информационных услуг США в мировом производстве составила 31%, Европейского союза – 21%, Китая – 17%.
Американские IT-корпорации занимаются разработками информационно-компьютерных технологий (ИКТ), их внедрением в разные отрасли экономики и сферы жизни, созданием на их основе обширных информационных сетей (Интернет, социальные сети, сети мобильной связи), наполнением этих сетей контентом, воздействием с помощью этого контента на сознание людей, сбором информации с последующим её использованием как в коммерческих, так и в политических целях.
А вот более свежие данные: распределение производства IT-товаров и услуг по континентам в 2019 году. Доля в мировой IT-индустрии составила (%): Северная Америка – 33; Азия – 33; Европа – 22; Латинская Америка – 6; Африка – 5. Согласно прогнозу компании Statista, в 2020 году доля Северной Америки поднимется до 34%, а доля Азии снизится до 32%. За цифрами по Северной Америке прежде всего скрываются США.
Согласно рейтингу мировых IT-компаний Forbes, в топ-20 входят 12 американских корпораций, причём в первой десятке находится восемь компаний США. Это Facebook, Amazon, Apple, Microsoft, Alphabet (с входящей в ее состав Google), AT&T, Verizon Communications, Walt Disney. Две неамериканские компании из топ-10: Samsung Electronics (Южная Корея) и China Mobile (Гонконг). Во второй десятке мы находим ещё четыре американские компании: Intel, IBM, Cisco Systems, Oracle. Из неамериканских во второй десятке две китайские компании (Alibaba и Tencent Holdings), две японские (Softbank и Nippon Telegraph & Tel), германская Deutsche Telekom и тайваньская Taiwan Semiconductor.
Сегодня размах деятельности американских IT-гигантов приобрёл глобальные масштабы. Так, число пользователей услуг Facebook в конце I квартала 2020 года превысило 3 миллиарда человек (в учёт попадают люди, которые хотя бы раз в месяц пользовались какой-нибудь услугой компании). А ведь это намного более половины численности на планете всех дееспособных людей. Причём некоторые люди были одновременно пользователями нескольких сервисов Facebook. Вот данные по отдельным сервисам компании (всего, млрд. человек): социальная сеть Facebook – 2,6 (на конец 1 кв. 2020 г.); WhatsApp – 2,0 (на конец 1 кв. 2020 г.); Messenger Facebook – 1,3 (на конец 3 кв. 2017 г.); Instagram – 1,0 (на конец 2 кв. 2018 г.). Упомянутая цифра по социальной сети Facebook (2,6 млрд. человек) отражает лишь активных пользователей, выкладывающих информацию. А есть ещё пассивные пользователи. Всего, по оценкам экспертов, общее число пользователей социальной сети Facebook, существенно превышает 3 миллиарда человека. Эта сеть, созданная в феврале 2004 года, по охвату населения планеты не имеет аналогов в мире. Для сравнения: крупнейшая китайская сеть Qzone имеет 700 миллионов пользователей, российские социальные сети «ВКонтакте» и «Одноклассники» – соответственно 500 млн. и 300 млн. пользователей.
Говоря о компании Google, конечно же невозможно обойти такой её сервис, как поисковая система. Последние данные говорят о том, что 70,6 % пользователей персональных компьютеров (ПК) пользовались в прошлом году поисковой системой Google. Согласно самым консервативным оценкам, количество пользователей ПК в мире составляет не менее одного миллиарда. Значит, поисковой системой Google пользуются не менее 700 миллионов человек! Важнейшим сервисом Google является также запущенный в 2005 году YouTube; количество его аккаунтов уже перевалило за миллиард.
Хавьер Сольтеро, глава подразделения Google G Suite (набор облачных сервисов), рассказал в интервью журналистам, что в 2019 году компанией было зафиксировано более 2 млрд активных пользователей ежемесячно. Речь идёт о сервисах Gmail, Google Calendar, Google Talk, Google Docs и Google Sites.
С каждым годом и месяцем появляется все больше сервисов у компании Apple – музыкальных, игровых, развлекательных, по оплате товаров и услуг с помощью мобильных телефонов, по защите информации в персональных компьютерах и др. Наиболее популярные: App Store, Apple Music, Apple TV+, Apple Arcade, Apple News, Apple Podcasts, Apple Card, Apple Pay, iCloud. Особенно большим спросом пользуется сервис App Store – раздел онлайн-магазина iTunes Store, содержащий различные приложения для мобильных телефонов iPhone, плееров iPod Touch и планшетов iPad, а также для персональных компьютеров Mac. Через эти приложения Apple проводит агрессивное расширение круга своих клиентов, а также стимулирует спрос на производимое компанией железо – айфоны, айпады, ноутбуки. Полной статистики по численности пользователей сервисами Apple нет, но имеются данные по отдельным сервисам. Так, сервисом Apple News, предоставляющим клиентам по их заказу подборку новостей, каждый месяц пользуются более 100 миллионов активных пользователей в США, Великобритании, Австралии и Канаде. Число пользователей сервиса Apple Music в середине прошлого года достигло 60 миллионов.
Кое-что известно и о количестве пользователей сервисов других компаний Силиконовой долины. Американская корпорация Amazon объявила в начале этого года, что количество подписчиков их стримингового сервиса Amazon Prime (передача музыкальной и видео информации) достигло 150 млн. За неполные два года количество пользователей платформы увеличилось на 50 млн. Amazon особенно известна своей электронной торговлей (доставка товаров по заказам через Интернет). Определить число людей на планете, пользующихся этой услугой, трудно. А вот учёт числа продавцов, через которых осуществляется такая торговля, ведётся. По итогам прошлого года с помощью сервиса Amazon в США работало 2,8 млн. продавцов, а общее их количество по всему миру – более 8 млн. 33% этих продавцов в 2019 году совершали хотя бы одну сделку. 19% из них продали товаров на сумму не менее 100 тыс. долл., 5% продали на сумму не менее 500 тыс. долл., а продажи 2% превысили 1 млн. долл. Если предположить, что за год у каждого из продавцов было по 100 покупателей, то получается, что сервисом Amazon в прошлом году воспользовались 800 миллионов человек.
Быстро наращивают свои аудитории и некоторые американские IT-компании, имеющие пока сравнительно скромные финансовые показатели на фоне гигантов. Например, компания Twitter, развивающая одноименную социальную сеть. По итогам I квартала текущего года число активных пользователей сети (тех, кто пользуется ею каждый день для выкладывания информации каждый день) достигло 166 млн. человек по сравнению со 134 млн. за год до этого. Компания рассчитывает, что к концу 2020 года её аудитория вырастет до 200 млн. человек. Один из активных информаторов Twitter – Дональд Трамп. Число тех, кто выкладывает информацию в сети Twitter время от времени, примерно в два раза больше. И ещё есть широкая аудитория пассивных пользователей Twitter – читателей микроблогов. Всего активных и пассивных пользователей Twitter, по оценкам самой компании, более 1,3 млрд. человек, что ставит её на второе место в мире после Facebook.
Уже не приходится говорить о том, что IT-гиганты Силиконовой долины держат в своих руках тысячи компаний, производящих разные электронные устройства и средства связи по всему миру. Они стали монополистами в поставках программного обеспечения (ПО) и операционных систем для смартфонов, планшетов, игровых приставок, ноутбуков, электронных книг и т.п. Так, корпорации Apple и Google поставляют iOS, Android и некоторые другие операционные системы для американских и зарубежных компаний, производящих 99% всех смартфонов в мире. Аналитическая компания Pew Research Center опубликовала статистику популярности смартфонов в мире. Благодаря этому стало известно, что 59% опрошенных взрослых в мире пользуются смартфонами. Это примерно 4,3 млрд людей (31% пользуется простыми мобильными телефонами, у 8% нет ни того ни другого). Получается, что большая часть взрослого населения планеты сегодня зависит от мобильных телефонов, которые нельзя произвести без участия гигантов Силиконовой долины – Apple и Google.
Обращает на себя внимание большое различие в приоритетах развития IT-компаний США и других стран. Американские IT-гиганты делают главную ставку на развитие таких направлений бизнеса, как программное обеспечение и различные информационные сервисы, в основе которых также лежат разработки уникального программного обеспечения (ПО). Вот как выглядел мировой рынок продукции IT-индустрии в 2019 году по отдельным его сегментам (продажи, млрд. долл.):
Оборудование – 1.112
Программное обеспечение – 602
Информационные сервисы (за исключением услуг связи)
для розничных пользователей – 1.081
Услуги связи – 1.351
Всего, по оценкам, мировой рынок IT-индустрии составил 4.146 млрд. долл. Обратим внимание, что доля информационных сервисов в общем итоге составила 26,1%, доля ПО – 14,5%. А вот как выглядели эти две позиции по компаниям Северной Америки, согласно данным той же Gartner, Inc. (%): информационные сервисы – 34; ПО – 13. По компаниям Азии (где доминируют китайские компании) картина была следующей (%): информационные сервисы – 15; ПО – 8. Как видим, американские компании IT-индустрии делают ставку на захват таких сегментов мирового рынка, как информационные сервисы для розничных пользователей и программное обеспечение. Своим конкурентам они оставляют производство железа и услуги связи; у компаний Северной Америки на эти сегменты приходилось соответственно 18 и 24%, у компаний Азии – 38 и 38%.
Через свои сервисы американские IT-компании стремятся установить контроль над населением планеты, а через свое программное обеспечение – контроль над экономикой всех без исключения стран.