Совместные учения французского и греческого флотов в Восточном Средиземноморье

Стрелять в Восточном Средиземноморье могут начать уже завтра

НАТО не в состоянии урегулировать разгорающийся конфликт Греции и Турции

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Противостояние Греции и Турции на Средиземном море из-за спора о контроле над нефтегазовыми ресурсами шельфа не прекращается. Напротив, оно нарастает. Стороны делают воинственные заявления и не выказывают намерения отступать. В конфликт, углубляющий трещины внутри Североатлантического альянса, втянулось ещё одно государство – Франция, чей фрегат, приняв участие в учениях с греческим флотом, решил задержаться в опасной зоне.

В последнее время Париж вообще заметно увеличил активность на международной арене; тут и желание напомнить миру о Франции как великой европейской державе, и преследование экономической выгоды. Эммануэль Макрон быстро оказался в Ливане после потрясшего эту страну взрыва, а сейчас обозначает военное присутствие в районе, где французская Total имеет право на разработку газовых месторождений. Это заставило президента Турции Реджепа Эрдогана обвинить французского коллегу в колониальных амбициях, хотя, казалось бы, не Эрдогану говорить об этом.

В том, что Франция поддерживает в греческо-турецком конфликте Грецию, есть логика. В Ливии французы и турки также находятся по разные стороны баррикад; произошёл французско-турецкий инцидент на море: Министерство обороны Франции заявило, что корабль ВМС Турции, сопровождавший грузовое судно, которое могло перевозить оружие в Ливию в нарушение эмбарго ООН, подал предупредительный сигнал французскому фрегату, а турецкие моряки надели пуленепробиваемые жилеты и заняли позиции у корабельного вооружения. В Афинах же давно пытаются сделать конфликт международным. И возникает ряд вопросов касательно отношений между Турцией и Западом.

Сегодня уже понятно, что тема вступления Турции в Европейский союз осталась в прошлом. Турция как член «единой Европы» не состоялась. Да, не все в Европе ведут себя по отношению к Турции, как Франция. Например, Германия реагирует осторожнее (не хочет лишних проблем с очень большой турецкой иммигрантской общиной), пытается выступить в качестве посредника. Однако в целом Берлин, где решили прекратить поставки оружия и военной техники Турции, а также Брюссель (в Евросоюзе идут разговоры о санкциях против Анкары) не на стороне Эрдогана. Это подтверждается и позицией европейцев по Ливии.

С Евросоюзом у Турции не сложилось

С Евросоюзом у Турции не сложилось

Однако главное не это. Главное – чем развивающийся турецко-греческий конфликт может закончиться для НАТО, полноценными членами которого являются и Турция, и Греция, и Франция. До сих пор не вполне ясной остаётся позиция Вашингтона, определённых заявлений в администрации Трампа пока не делают.

Сейчас американо-турецкие отношения далеки от идеальных (из-за ситуации в Сирии; из-за закупки Турцией российских систем С-400; из-за возможной причастности некоторых сил в США к попытке свержения Эрдогана). Однако достаточный ли это повод, чтобы позволить Североатлантическому альянсу расшататься и ослабеть? Всё-таки у американцев в Турции находится наиболее продвинутая на восток база командования ВВС США в Европе (Инджирлик), а турецкая армия как союзник по НАТО – одна из сильнейших в этом военном блоке.

Турецкая армия как союзник по НАТО – одна из сильнейших в этом военном блоке

Однако вопрос, на который нет ясного ответа, заключается в том, входит ли сохранение НАТО и атлантической солидарности в число приоритетов Дональда Трампа, этого человека с коммерческим образом мышления? Трамп не раз высказывался в том смысле, что от НАТО никакой пользы, кроме вреда (убытков из-за европейских «дармоедов»). Так что по поводу возможного ослабления альянса в случае развития турецко-греческого конфликта президент США вряд ли станет переживать. Да и Франция давно вынашивает планы создания европейской армии, каковой мог бы стать тот же альянс без Соединённых Штатов, без Канады и... без Турции – во главе с Парижем, а не Вашингтоном.

Рассчитывать на поддержку Трампа Эрдогану трудно

Рассчитывать на поддержку Трампа Эрдогану трудно

Кроме того, Сирия и Афганистан показывают, что Белый дом при Трампе нацелен на вывод американских войск из различных районов мира вне зависимости от стратегической важности их пребывания там. Это относится и к Турции. Наконец, «неоосманистский» разворот внешнеполитического вектора Турции с Атлантики на Евразию нынешнему хозяину Белого дома тоже не представляется катастрофой. Если Трамп готов «попрощаться» с Германией из-за того, что она покупает газ у России, поставив крест на трансатлантическом единстве, то трудно предположить, что он будет дорожить дружбой с Анкарой.

Отношения с Турцией для Трампа вообще не проблема. Проблема для него – и на сегодняшний день единственная, – как остаться в Белом доме ещё на четыре года. Учитывая, чем живёт сейчас Америка («ожиданием идеального шторма») проблема эта далека от решения. К поискам решения и сведутся все внутри- и внешнеполитические шаги Трампа в оставшееся до 3 ноября время. А внутриполитические противники у Трампа сильные, и исход предвыборной борьбы в США станет едва ли не главной международно-политической проблемой ближайших недель. На таком неопределённом фоне, где очень многое непредсказуемо, стрельба в Восточном Средиземноморье может начаться уже завтра.

Заглавное фото: совместные учения французского и греческого флотов в Восточном Средиземноморье, Greek Ministry of Defence/Handout via REUTERS