Воссоздание в Белоруссии Туровского креста – обращение к древнерусской эпохе

Воссоздание в Белоруссии Туровского креста – обращение к древнерусской эпохе

В пределах Русской земли не было деления святых на «своих» и «чужих»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

26 сентября накануне православного праздника Воздвижения Креста Господня в Минске в духовной академии состоялась презентация исторического креста, восстановленного по технологиям XII века.

Майданная русофобия Киева

Это событие, отмечавшееся в скромной обстановке, прошло на фоне бушующих политических страстей, которые, увы, затмевают собой сейчас культурные события в жизни страны. Между тем создание артефакта в виде христианской святыни Древней Руси, имеет не только сугубо церковное значение. Куратором проекта был бывший премьер Сергей Румас; в изготовлении креста приняла участие Национальная академия наук Беларуси, и один из двух созданных экземпляров Туровского креста будет теперь там находиться.

Ранняя история Туровского княжества не пользуется в Белоруссии таким же повышенным вниманием, как история Полоцкой земли. В Полоцке сидели князья Брячислав и Всеслав, неоднократно нападавшие на Новгород, воевавшие с великими князьями киевскими. Создаётся обманчивое впечатление, что Полоцкая земля представляла собой нечто совершенно обособленное от системы древнерусских княжеств… Однако даже с учётом этой сомнительной трактовки нужно помнить, что Полоцкое княжество не охватывало и половины современной белорусской территории. Значительная её часть была подконтрольна туровским князьям, которые до середины XII в. почти всегда являлись одновременно князьями киевскими. Значит, нет повода говорить о самостоятельности и независимости западных русских земель, входивших в состав Туровского княжества.

Первое летописное упоминание Турова относится к 980 г. и имеет явно легендарный характер, будто бы некий Тур сел в Турове, отчего город и его жители получили своё имя. Действительно, археологические исследования датируют возникновение города в конце X в. Очевидно, его появление и развитие связано с западным торговым путём из Польши на Русь по Припяти. Когда в Киеве была принята христианская вера, в Туров был послан усыновлённый Владимиром Святополк, получивший впоследствии прозвище Окаянный. Повесть временных лет объясняет это имя тем, что Святополк развязал междоусобную войну в роде Рюриковичей после смерти Владимира Святого и сделался причиной убийства братьев Бориса и Глеба.

Традицию держать под контролем Туровскую землю продолжил киевский князь Ярослав Мудрый, который отдал Туров своему сыну Изяславу. Когда Изяслав стал киевским князем, он, в свою очередь, передал Туров своему сыну Святополку. Когда Святополк сделался киевским князем, он удержал Туров за собой и управлял им через своего посадника. Последующие киевские князья – Владимир Мономах, Всеволод Ольгович, Ростислав Мстиславич, Юрий Долгорукий – либо посылали в Туров одного из своих сыновей, либо назначали наместника из своего окружения. Туровская земля рассматривалась киевскими князьями как принадлежность великокняжеского престола.

Частая смена князей не могла нравиться жителям Туровщины. Поэтому когда в 1158 г. в городе появился князь Юрий Ярославич из линии потомков князя Изяслава (сына Ярослава Мудрого), они оказали ему поддержку, и в Турове утвердилась своя княжеская династия, независимая от Киева. В дальнейшем Туровская земля подверглась общей участи удельного периода древнерусской истории. Она была разделена между потомками Юрия Ярославича. Выделились отдельные волости – Пинская, Дорогобужская, Пересопницкая. Сам Туров в XIII в. постепенно отходит на второй план, уступая своё ведущее положение богатеющему и усиливающемуся Пинску.

Текст сообщения полностью

Идея создания Туровского креста принадлежит белорусскому историку-археологу, многолетнему исследователю древностей Турова Петру Фёдоровичу Лысенко. В ходе первых раскопок города в 1962 г. ему удалось обнаружить четыре небольших свинцовых иконки, которые обычно отливали ювелиры в качестве пробы при изготовлении изображений из золота или серебра. На одной из иконок, по мнению Петра Лысенко, был запечатлён «русский Златоуст» – святой Кирилл епископ Туровский. Учёный также высказал предположение, что свинцовые изображения готовились для большого креста, который обычно выносится на крестопоклонные праздники на центр храма. Идея создания такого креста не сразу нашла поддержку и своё воплощение. К сожалению, престарелый исследователь, сделавший так много для создания Туровского креста, не дожил несколько месяцев до полного воплощения своей идеи.

Обращает на себя внимание то, что на созданном кресте изображены святые, связанные с Туровской землёй. Кроме Кирилла Туровского тут представлены святая Варвара и благоверный князь Андрей Боголюбский. Имя Варвары носила греческая принцесса, на которой был женат туровский князь Святополк Изяславич. Эта Варвара основала в Турове Варваринский женский монастырь. Князь Андрей Боголюбский в 1151 г. правил в Турове по распоряжению своего отца киевского князя Юрия Долгорукого. Примечательно, что Андрей Боголюбский в древнерусской истории известен, прежде всего, как основатель сильного Владимиро-Суздальского княжества, нового государственного центра на севере Руси. Поэтому его чествование в Турове может показаться кому-то неожиданным. Но в пределах Русской земли не было деления святых на «своих» и «чужих».

В ходе презентации первого экземпляра креста, перешедшего в ведение Белорусской Православной Церкви, патриарший Экзарх митрополит Вениамин выразил надежду, что молитва перед этой святыней будет содействовать умиротворению белорусского общества. Призыв церковного иерарха к духовному сплочению страны звучит сегодня как нельзя более актуально.

На заглавном фото: Петр Лысенко