Министр внутренних дел Правительства национального согласия (ПНС) Ливии Фатхи Башага прибыл в Париж, где провёл встречи с главой МИД Франции и другими высокопоставленными правительственными чиновниками. О деталях переговоров не сообщается. Из лаконичного коммюнике на сайте французского министерства иностранных дел следует, что Париж выразил «поддержку Францией политического процесса, проводимого под эгидой ООН, в частности продолжения межливийского политического диалога и полного соблюдения соглашения о прекращении огня, подписанного ливийскими сторонами, которое предусматривает вывод иностранных сил и наёмников».
Фатхи Башага
Заглянем за рамки официального коммюнике.
Башага прибыл в Париж сразу после провала в Тунисе переговоров по ливийскому урегулированию, посвящённых проблеме определения кандидата на пост будущего премьер-министра правительства Ливии, которого должны выбирать в 2021 году. Башага виделся французской стороне одним из главных претендентов на этот пост, но пока его кандидатура достаточной поддержки не получила. В Ливии Башага контролирует одну из самых сильных вооружённых группировок – так называемое ополчение Мисураты.
Боевики вооруженной группировки Мисураты
Переговоры в Тунисе сопровождались громким скандалом. Участникам переговоров предлагались крупные взятки за голосование в пользу Башаги; ООН даже объявила о проведении расследования этих фактов. Повторно вопрос о выборе кандидата на пост премьер-министра Ливии будет обсуждаться в декабре.
В июле Башага лоббировал визит в Мисурату журналиста из Франции Бернара-Анри Леви, имеющего репутацию стервятника, который летит туда, где предстоит «смена режима». В Ливии появление Леви восторга не вызвало – там помнят его зловещую роль в кровавых событиях «арабской весны». В 2011 году Бернар-Анри Леви участвовал в переговорах с мятежниками, свергнувшими Каддафи, а в 2012-м привёз их представителей в Елисейский дворец, содействуя международному признанию так называемого Национального переходного совета Ливии, составленного из противников Каддафи.
Макрон с Сараджем и маршалом Хафтаром. Сразу на двух стульях
Главное, что надо знать про Ливию, где сейчас царит хаос, это то, что она богата нефтью. Доказанные запасы чёрного золота в Ливии составляют 29,5 млрд. баррелей (5,1 миллиарда тонн), что в принципе обеспечивает Ливии 1-е место в Африке и 5-е среди стран-членов ОПЕК. ООН пытается убедить враждующие ливийские правительства в Тобруке и Триполи объединиться по нефтяной проблеме и забыть о политических разногласиях, но разногласия не забываются. По мнению многих экспертов, если Ливия вернётся к уровню добычи до 2011 года, она не будет соблюдать квоту на добычу нефти, согласованную ОПЕК.
Как пишет итальянская Giornale, Франция рвётся в Ливию, чтобы не опоздать к разделу её нефтяных богатств. Французская Total уже приобрела доли в Marathon Oil Libya Limited (Moll) в концессии Waha с долей в 16,33%. Total заявила, что инвестирует до 650 миллионов долларов в разработку концессии Waha с целью увеличения добычи на 180 000 баррелей в день.
Борьба идёт не только за нефть, но и за будущие контракты по восстановлению разорённой страны, в агрессии против которой участвовали европейские члены НАТО, включая Францию. Giornale оценивает работы по реконструкции Ливии примерно в 30-50 миллиардов евро. В своё время СМИ много писали о том, что, натравив Францию на Ливию, Франсуа Саркози пытался замести следы скандала с получением от Каддафи взятки в 50 млн евро на проведение своей избирательной кампании.
Сейчас Эмманюэль Макрон делает ставку на Башагу. При свержении Каддафи он был официальным представителем Военного совета Мисураты, затем стал координатором НАТО и одновременно начал поддерживать исламистские вооружённые формирования. В октябре 2018 года глава ПНС Фаиз Сарадж назначил его министром внутренних дел. СМИ писали, что вся деятельность Башаги так или иначе связана с организациями боевиков-исламистов («Батальон Аль-Фарук», запрещённые в России «Братья-мусульмане»*, «Щит Ливии», некоторые группы которого идентифицируются с запрещённой в России «Аль-Каидой»).
К этому надо добавить, что, по данным итальянского агентства Nova, министерство, возглавляемое Башагой, тесно сотрудничает с организациями, которые занимаются торговлей людьми в Средиземноморье.
Башага в обход эмбарго на поставки вооружений в Ливию (установлено Советом Безопасности ООН в феврале 2011 года) сосредоточил в руках лояльных ему группировок технику и оружие для поддержания контроля над Триполи; договорился с Турцией о военной помощи; стал звеном связи ПНС с НАТО и Соединёнными Штатами; подписал меморандум о сотрудничестве в области безопасности с послом Великобритании. 23 февраля 2020 года в комментарии Bloomberg Башага заявил, что поддерживает идею развертывания американской военной базы в Ливии для борьбы с Россией.
Самолеты Франции и других стран НАТО бомбят Ливию
Продвижение Парижем такой фигуры обостряет ливийское противостояние, жертвами которого, по данным властей в Триполи, стали не менее 30 000 человек; более 50 000 человек получили ранения, 4000 человек числятся пропавшими без вести.
Заглавное фото: REUTERS/Esam Omran Al-Fetori