После очередной – «октябрьской» – революции в Киргизии продолжаются народные волнения. Отправив в отставку нового премьер-министра и одновременно и. о. президента Садыра Жапарова, страна готовится к президентским выборам – о своём желании побороться за пост главы государства первоначально объявили 65 человек. Однако с каждым днём претендентов становится всё меньше – к вечеру вторника их осталось «всего» 48. ЦИК Киргизии отказывает в регистрации в основном по двум причинам – непогашенная судимость и недостаточное владение государственным языком. Ожидается, что к началу президентской кампании количество кандидатов существенно изменится.
В настоящее же время киргизское общество возмущено новым проектом Конституции, который был вынесен на общественное обсуждение ещё 17 ноября. Также недовольство вызывает и законопроект о проведении референдума, который планируется провести одновременно с президентскими выборами 10 января.
Несмотря на минусовую температуру, сотни граждан Киргизии собираются на митинги, протестуя против предложенных поправок в Основной закон страны: согласно этим поправкам президент в будущем получит слишком большие полномочия, что, по мнению протестующих, может привести к «очередному авторитарному правлению».
Организаторами митинга выступает общественная организация «Баштан башта» («Начни с начала» или «Начни с головы»), уже объявившая о том, что митинги будут проходить регулярно каждую неделю до назначенного на 10 января референдума по внесению поправок в Конституцию.
Проходят митинги на уже ставшем традиционным месте – на центральной площади Ала-Тоо в Бишкеке, у участников множество плакатов «Нет референдуму!», «Нет диктатуре», «Страна без хана», «Ханская Конституция не пройдёт».
В основном участники митинга говорят о том, что боятся усиления президентской власти.
«Я за парламентаризм, потому что так живут все развитые и богатые страны мира. А президентские формы правления все диктаторские. Если мы хотим жить в успешной и богатой стране, мы должны развивать парламентаризм»,
– цитирует одного из участников протеста 32-хлетнего жителя столицы Адилета Усенова американское интернет-издание Eurasianet.org.
«Айзада Каратаева, которой сейчас 22 года, заявила, что она особенно против одной из предлагаемых поправок – расплывчатого положения, которое фактически запрещает любые публикации или мероприятия, противоречащие «моральным ценностям» Кыргызстана. По её мнению, этим законом будут пользоваться при каждом удобном случае, а власть превратится в диктатуру»,
– сообщает интернет-издание.
Киргизский политик Садыр Жапаров, один из лидеров «октябрьской» революции этого года, считает, что страна снова находится на грани конфликта, а участники митингов протеста – в основном молодёжь, не понимающая сути конституционных изменений. По его мнению, за этими протестами стоят определённые политические силы, которых отстранили от власти в октябре и теперь они желают взять реванш.
«Сегодня в стране такая ситуация: если все поднимутся, то потом будет плохо. Нам 6 октября удалось всё взять в свои руки, теперь те, кто тогда спрятался, начинают будоражить народ»,
– заявил Садыр Жапаров в прямом эфире одного из телеканалов Киргизии.
Соб. корр. ФСК
На фото: митинг в Бишкеке против внесения изменений в Конституцию страны, источник – InoZpress