В Ереване на площади Свободы в субботний день, 5 декабря, прошёл митинг, собравший, по разным данным, от 15 до 40 тысяч человек. Его участники, которые проследовали к резиденции премьер-министра Армении Никола Пашиняна, выдвинули ему ультиматум - подать в отставку до полудня вторника, 8 декабря. Если же премьер откажется исполнить волю протестующих, это станет сигналом для начала силового сценария смены власти в стране, прежде всего через акции неповиновения. На перспективу такого сценария указал кандидат в премьер-министры от объединённой оппозиции Вазген Манукян (на заре 90-х он был первым премьер-министром и министром обороны Армении, а в 1996 году ему приписывают победу в президентских выборах, но тогда власть, вероятно, проигравших удержалась с помощью силы).
Пашинян – казалось бы, недавний любимец улицы, приведённый этой улицей во власть, сегодня не просто непопулярный политик: общество подозревает премьер-министра в непрофессиональных действиях, от которых за версту несёт предательством. По оценке бывшего главы СНБ – Службы национальной безопасности Армении – Давида Шахназаряна, это привело Армению к крупнейшей катастрофе за последние годы. Речь о Нагорном Карабахе (Арцахе), где азербайджанские военные формирования при поддержке турецкого спецназа и сирийских боевиков стремительно захватили до 40% территории бывшей Нагорно-Карабахской автономной области, включая Шушу и Гадрутский район. Также были сданы без боя Азербайджану Агдамский, Кельбаджарский и Лачинский районы, а снабжение распотрошённого края теперь зависит от тонкой ниточки Лачинского «коридора жизни», который в районе Шуши косвенно контролируется азербайджанцами и турками.
Конечно, введение в Нагорный Карабах российских миротворцев позволило стабилизировать ситуацию в целом, прекратить массовое кровопролитие и приступить к восстановлению Степанакерта и других населённых пунктов, жизнь которых успели разрушить военные действия. Однако это не решает всех возникших в результате раздела Арцаха острых проблем. И Армении в том числе, приграничные районы которой – Гехаруник и Сюник – теперь под постоянной угрозой. Потеряна территория Арцаха, почти полностью потеряна «золотая гора» – месторождение Содк.
Между тем окружение Пашиняна не слишком озабочено этими потерями – министр экономики, например, считает, что надо взяться за укрепление торговых отношений с Турцией и Азербайджаном.
До «бархатной революции» 2018 года Никол Пашинян а Армении считался сторонником разворота страны «на Запад», да и сам он этого не скрывал, как и его политические сторонники. Вряд ли он стал другим человеком, сменив деловой костюм на футболку с кепкой и изображая из себя эдакого «простого парня из народа». Переодевшись и, скорее всего, переобувшись, он стал во главе страны (во многом благодаря Сержу Саргсяну, пытающемуся удержать власть «игрой в напёрстки» с креслами). И окружил себя сонмом сомнительных личностей вроде бывшего руководителя СНБ Аргишти Кярамяна, которые имели доступ к любой информации, связанной с обороной Арцаха и непосредственно влияли на кадровые решения и ход боевых действий.
Дело в том, что открыто развернуть Армению в западном направлении невозможно без сдачи Арцаха под азербайджано-турецкий контроль (а тогда уж можно и отношения с Азербайджаном и Турцией – членом НАТО – развивать и укреплять!) и без отказа от российской военной базы в Гюмри.
Показательно, что выдвиженец улицы Пашинян не желает оставлять власть, когда от него этого требует улица! Он продолжает обращаться к народу в социальной сети Facebook, не комментируя требований протестующих, но зато заявляя следующее: «Смысл происходящих сегодня в Армении некоторых политических процессов ясен. Некоторые круги желают сделать все, чтобы эти (будущие) выборы так и остались единственными. Не позволим. Власть народа не может быть поставлена под сомнение». Странно в этих условиях апеллировать к народу, который бушует под стенами его резиденции. «Властью народа» он называет события 2018 года, однако с тех пор очень многое изменилось. Но Пашинян категорически не желает этого замечать. Кстати, эксперты прогнозируют: чем больше премьер-министр Армении будет толкать в социальных сетях таких речей, тем больше народа выйдет на улицы требовать его немедленной отставки.